Андрей Рябов: «Политические элиты, не уверенные в своем будущем, вошли в прямую конфронтацию»
СКРИПЯ КРЕСЛОМ
Гадания на тему о том, как будет решен вопрос о власти в 2008 г., уже давно стали главной темой для российской политической тусовки. Однако, как показывает опыт последних 15 лет, наша действительность в конечном счете оказывается куда более богатой и разнообразной, чем самые фантастические прогнозы. И дело тут вовсе не в какой-то мистике, не в том, что “умом Россию не понять”, а во вполне конкретных причинах.
Под влиянием групповых интересов различных фракций правящего слоя, думающих в первую очередь о собственном выживании после 2008 г., властная вертикаль постепенно приходит в негодность, а борьба за власть и ресурсы приобретает характер “игры на вылет”. В таких условиях исход борьбы попадает во все большую зависимость от того, какие группы в сжатые сроки смогут извлечь для себя максимальную выгоду из текущих событий. События первого месяца наступившего года — яркое тому подтверждение.
Силовики, несмотря на серьезные противоречия и конфликты внутри этой профессиональной корпорации, явно извлекли для себя серьезные политические дивиденды из газово-нефтяного конфликта с Белоруссией. Очевидно, что их позиция, обусловленная боязнью потерять очень важного в военном отношении союзника в конечном счете заставила Кремль пойти на уступки Минску по энергетическим вопросам. И как следствие — смелеет один из кандидатов в преемники Сергей Иванов. Его позиция приобретает все более жесткий, “ястребиный” характер. Из слов министра обороны следует, что и контрактная армия России не нужна, поскольку угроз вокруг нашей страны многовато.
И другие силовики не отстают. Объявленная на прошлой неделе террористическая угроза и, главное, характер и стилистика мер, которые в этой связи были приняты властями, многих заставили задуматься о том, что подобный сценарий в случае необходимости может быть вполне использован для операции по наведению порядка.
Таким же образом определенный простор для предвыборных действий создала и ситуация с начавшимся падением цен на нефть на мировых рынках. Одними группами в верхах этот сигнал был воспринят как повод для улучшения отношений с Западом и для некоторой либерализации внутри страны. Вот и заговорили некоторые члены правительства о неэффективности государственных монополий, “Газпром” вдруг озаботился своим имиджем на Западе как независимой компании, а власти неожиданно стали проявлять демонстративное внимание к нарушениям прав сограждан, например, к судьбе рядового Романа Рудакова, чья жизнь находится под угрозой. А уж одобренная наверху идея прохождения медицинского освидетельствования призывников в специальных независимых от военного ведомства учреждениях и вовсе выглядит революционно-либеральной в условиях сохраняющегося курса на “укрепление государства”.
Неудачи на постсоветском пространстве побуждают российские верхи более трезво взглянуть и на результаты жесткого курса по отношению к Грузии. Не случайно, что, согласно просочившимся в печать сведениям, на последнем заседании Совета безопасности было признано, что эта политика принесла России гораздо больший ущерб (моральный, международный), чем Грузии (экономический), на который рассчитывали инициаторы режима санкций. И вот уже российский посол возвращается в Тбилиси, в московских политических кругах начинают говорить о скорой отмене санкций против Тбилиси, а президент Путин публично вспоминает об общем историческом прошлом двух стран и о том, что энергетические отношения с Грузией можно, оказывается, строить вполне успешно.
Силовики к сигналу о возможности дальнейшего снижения цен на нефть серьезно не отнеслись и, похоже, продолжают гнуть линию на увеличение количества государственных и полугосударственных монополий и на укрепление их доминирующей роли в ключевых секторах российской экономики. Сейчас подобные подходы не особо влияют на их позиции в верхах. Но в будущем могут серьезно скомпрометировать курс силовиков на повсеместное усиление роли государства, поскольку при столкновении госкапитализма с фактором удешевления ресурсов, его неэффективность и неспособность решать задачи поддержания социальной стабильности в стране станут все более очевидными всем.
В условиях отсутствия у основных политических игроков стратегического видения развития страны акции этих игроков, скорее всего, будут ходить вверх-вниз, как на бирже в условиях экономической неустойчивости. Преимущества же перед конкурентами получит тот, кто в час “Х” окажется более адекватным возникающим вызовам.
Источник: Новая газета