Андрей Рябов: «ТВ показывает россиянам мировые катастрофы, чтобы они ощутили радость собственного повседневного бытия».
Катаклизм на диване
На прошлой неделе официальные российские СМИ с кричащими заголовками и комментариями большое внимание уделили мировым катастрофам — прорыву трубы на Манхэттене, крушению бразильского аэробуса, аварии на АЭС в Японии. Они занимали первые места в новостных выпусках, репортажи, в первую очередь по ЧП в Нью-Йорке, были особенно подробными.
Нет, в этих информационных материалах не было злорадства, столь характерного для советской эпохи. Тогда в стране, построившей развитой социализм, властям было важно с чувством классового превосходства еще раз заявить соотечественникам, что «загнивание мирового капитализма» — это не марксистская теория, а самая что ни на есть повседневная практика жизни под ярмом капитала. В то время как трудящиеся самой передовой страны строят БАМ и покоряют Енисей, у них там то трубу прорвет в центре города, то самолет упадет на жилой объект.
Времена меняются — и сегодняшняя Россия уже не смотрит на мир с чувством классового превосходства. Сегодняшнего россиянина нужно убедить в другом. Не надо беспокоиться и нервничать, если у вас в доме труба лопнула уже в пятый раз подряд, а все попытки добиться от разных инстанций, чтобы ее починили, неизменно наталкиваются на холодное равнодушие чиновников. Ведь трубы лопаются везде, даже в цитадели «цивилизованного мира», можно сказать, в его сердце, на Манхэттене.
Не нужно предъявлять какие-то особые требования к безопасности на отечественном воздушном транспорте, где значительная часть авиапарка уже выработала свой ресурс. Оказывается, не только в аэропорту Иркутска бетонные ограждения находятся рядом с взлетно-посадочной полосой, но и в аэропорту одного из крупнейших мегаполисов мира — Сан-Паулу. И их аэробус, только коснувшись земли, так же как и у нас, год назад в Иркутске, начал снова разгоняться для взлета.
А уж как дискредитировали себя хваленые японские технологии в атомной энергетике!
Словом, не надо стремиться к каким-то там мировым стандартам — не важно в области технологий ли, демократии, или защиты прав потребителей. На самом деле нет этих стандартов. Везде одно и то же. А хорошо скроенные и растиражированные телевизионно-рекламные мифы о «тамошних» стандартах лишь вводят в заблуждение, дают нашим людям ошибочные ориентиры, порождают ненужные ожидания. А чтобы доказать, что у них там не лучше, следует давать побольше «деталей» — с кровью, рыданиями несчастных. Пусть такая правда жизни будет звучать слишком жестко, даже на грани, но зато ее воспитательный потенциал несомненно сильнее, чем проповеди самых изощренных профессиональных пропагандистов.
Кстати, внимание к «деталям» характерно для отечественных официальных СМИ и когда какое-нибудь громкое ЧП происходит в нашей стране. Смысл подобного тиражирования реальных ужасов вполне понятен. Граждане должны знать: им нужно жить сегодняшним днем, благодарить судьбу за то, что ни тебя, ни твоих близких катастрофы, вылазки криминальных элементов или ЧП не коснулись, радоваться тому, что есть. И чтобы ни о чем таком не задумываться, смело переключаться после тяжелой недели на разные ток-шоу, «кривые зеркала» и «фабрики».
Конечно, современный мир не совершенен. От природных и техногенных катастроф, аварий и прочих происшествий не застрахованы ни развитые государства, ни те, где еще господствует полунатуральное хозяйство. Проблема, однако, состоит в том, как государственные институты, общество заботятся, помогают жертвам катастроф или просто тем, кому из-за ЧП были причинены какие-то неудобства. И вот тут выясняется, что разница на самом деле есть.
Неделю назад, когда в результате грозы встали подмосковные электрички сразу на нескольких направлениях, российские железнодорожные чиновники палец о палец не ударили, чтобы как-то помочь людям, застрявшим в неведении в поездах. В результате пассажиры под проливным дождем выбирались на «природу» и как странники в древние времена вынуждены были шествовать по полям и весям до ближайшего населенного пункта. Лишь машинисты успокаивали публику, что, мол, не волнуйтесь, по техническим причинам поезда задерживаются. Ни о каких компенсациях со стороны железной дороги речи, конечно же, никто не вел. К слову сказать, в Швейцарии месяц тому назад на одной из самых оживленных железнодорожных магистралей в результате грозы также остановились поезда. Но автобусы к застрявшим на вокзалах разных городов пассажирам пришли уже через 20 минут, чуть позднее стали выручать тех, кто оказался в стоявших «в поле» поездах. И причем совершенно бесплатно, ведь железная дорога не выполнила своих обязательств перед пассажирами. Но вот об этих случаях и разных последствиях схожих ЧП в нашей прессе не упоминают. И понятно почему — иначе нужные идеологические установки «поплывут».
Источник: Новая газета