Наше «мы»: Поколение Пу
С
некоторых пор высшее руководство страны
стало делать публичным свое участие в
церковных обрядах. Результат налицо.
По данным последнего опроса, абсолютное
большинство россиян(53%) выразили
уверенность, что за последние 10 лет
в России усилились«вера в Бога и
религиозность».
В
этой связи можно было бы ожидать, что
соответствующим образом вырастет
уровень нравственности и морали. Указано
и направление, в котором должен был бы
идти этот рост, а именно: возвращение к
старым традициям. Три четверти россиян
согласились, что сейчас«важнее обеспечить
большее уважение к традиционным
ценностям(семья, труд, уважение к
старшим)», чем к«людям иного происхождения,
нетрадиционного для нас образа жизни
и с иными обычаями»(скажем, к пресловутым
приезжим). Однако, по мнению 78% участников
того же опроса,«прочность брака» за эти
10 лет, оказывается, ослабла. Ослабла
и«трудовая мораль»(72%), стало меньше
и«заботы об обездоленных»(58%), и
даже«уважения друг к другу»(80%). Стало
меньше, по мнению двух третей
россиян,«уважения к закону»,«личной
ответственности» и готовности защищать
свою«гражданскую позицию». Более того,
большинство в 60% заявляют о том, что
за это знаменитое десятилетие не выросло,
а упало и«уважение к власти»(посещение
церковных служб«под камеру», оказывается,
не помогает).
Словом,
за эти годы россияне отмечают рост
религиозности, однако они же(37%)
констатируют резкое«падение
нравственности».
Властитель,
посещающий христианский храм, но
сообщающий своей, так сказать, пастве
отнюдь не евангельскую максиму«а слабых
бьют», получает своеобразный результат.
Когда людей, сетующих на падение нравов,
спросили, что они имеют в виду, на первое
место вышел ответ:«рост насилия,
жестокости»(50%).
За
эти 10 лет наши СМИ многими способами
старались насаждать традиционные
ценности. Но они не смогли обойтись без
насилия и без того, что озабоченные
нравственностью поколения люди
называют«распространение эротики и
порнографии»(28%). Итогом стала«распущенность
современной молодежи»(этот ответ был
вторым по частоте — 45%). Наряду с этой
бедой треть отвечавших называли«безразличие
людей к судьбам окружающих», пятая доля
ответов — о«равнодушии к судьбе
Родины». Получается, что 10 лет
демонстративного утверждения религиозности
в публичной жизни так и не дали желанного
возрождения традиционных моральных
ценностей.
Но
одна победа все-таки одержана, и
возвращение к уже, казалось бы, забытым
взглядам состоялось. Когда взрослым
россиянам задали вопрос:«Человек, как
говорится в Библии, был сотворен Богом
или согласно теории Дарвина произошел
от обезьяны?», лишь 25% сообщили школьную
версию —«произошел от обезьяны».
Столько же(24%) затруднились ответить,
что само по себе интересно как черта
описываемого десятилетия. А абсолютное
большинство в 51% теперь считают, что
такой человек, как они,«сотворен Богом».
Автор —
руководитель отдела социокультурных
исследований«Левада-центра»
Политэкономия:
Где нажимать?
Андрей
Колесников
22.09.2010,178 (2876)
Спор
о модернизации топчется вокруг одного
и того же сюжета, но становится все более
ожесточенным. Возможно, потому, что он
из просто умозрительного превращается
в предвыборный.
Характерна
в этом смысле заочная дискуссия
единомышленников — практикующих
либераловАнатолия
ЧубайсаиСергея
Алексашенко.
В своем блоге бывший соратник Чубайса
по финансовой стабилизации 1990-х
Алексашенко резко раскритиковал коллегу
за тезис о том, что модернизация может
начаться и без политических перемен, а
государство само не может выработать
инновационных решений — только«оформить»
их и«взять на себя ответственность за
выбор».
Логика
Сергея Алексашенко понятна: от сегодняшней
власти вообще ничего нельзя ждать. Какая
там модернизация под прикрытием
государства, если оно вместе с элитой«боится
не только честных выборов, но и прямых
дискуссий с оппонентами»(кстати,
профанация дебатов по Химкинскому лесу
и запрет на пресс-конференцию в«РИА
Новости» демократических коалиционеров —
тому подтверждение),«призывает милицию
бить несогласных»,«пилит и растаскивает
бюджет».
Чубайс,
вероятно, и в самом деле переоценивает
готовность нынешнего, именно нынешнего
государства, к поддержке модернизации.
Как недавно заметил ректор ВШЭЯрослав
Кузьминов,
у нас монополия власти используется
для инвестиций в прошлое(пенсии,
здравоохранение, армия) и покупку
традиционного электората, а не в
будущее(образование, инновации, полиция)
и поиски политической опоры среди
креативной интеллигенции и малого и
среднего бизнеса. Государство тем самым
воспроизводит давно устаревшую политику.
На выходе — предмет, которыйСергей
Чемезов,
встречаясь с президентом, показал в
качестве образца российской инновации.
В ответеДмитрия
Медведевабыли
выражены все оттенки скорби по поводу
отставания России в постиндустриальном
мире:«Непонятно даже, где нажимать».
Но
правота Чубайса в том, что все российские
модернизации, в том числе и те, которые
сопровождались демократизацией
политической системы, начинались
исключительно сверху. И государство
давало политическую крышу тем, кто готов
был брать ответственность за преобразования.
В 1991-1992 гг.Борис
Ельцин,
сам не будучи либералом, прикрывал
либеральные«дефибриляционные мероприятия»
правительства Гайдара. Прав Чубайс и в
другом: чтобы государство имело
возможность дать чему-то крышу, ему
должны быть предложены готовые идеи.
Такие идеи в 1991 г. были, и созревали
они на научных неформальных семинарах,
которые одновременно создавали кадровый
реформационный ресурс начиная с первой
половины 1980-х. Сейчас, как считает
глава«Роснано»,«интеллектуальная
элита» отстает«от масштабов этого
политического вызова».
Чубайс
говорит о том, что экономическую и
технологическую модернизацию можно
начать без политической демократизации,
а вот закончить — нельзя. Пожалуй,
если учитывать замечания Алексашенко,
тезис должен звучать иначе: начать
можно, а вот продолжить — уже нельзя.
Ибо без свободной экономической и
политической среды не разобраться, где
нажимать.
Источник: Ведомости