Новая старая элита Украины
Драматические
события последних недель на Украине заставляют задуматься как о том, что
происходит в стране, так и о том, как европейцам следует относиться к процессу
украинских реформ в частности и европейским перспективам Киева в целом. Я не
буду повторять всем известные новости из зала Верховной Рады и с Банковой
улицы – хочется поговорить о более значимых для настоящего и будущего
моментах.
На мой взгляд, в основании развития событий на Украине на протяжении последних
полутора лет лежало противостояние между главными «бенефициарами» Революции
достоинства, принадлежавшими к когорте политиков, которые сформировались в
эпоху Кучмы-Ющенко-Януковича, т.е. при олигархической системе власти, и новым
поколением лидеров и профессионалов. Последние, несмотря ни на что,
оставались и остаются в меньшинстве. В нынешней Раде, по словам депутатов
Европарламента, отвечающих за налаживание межпарламентских связей между ЕС и
Украиной, таковых чуть больше трети; в правительстве, по всей видимости, их
доля еще меньше. Получив не только власть над страной, но фактически и
индульгенцию «воюющего» правительства, которое может списать все проблемы на
противостояние восточному агрессору, новая старая элита стала больше говорить
о европейском векторе развития страны, чем на деле осуществлять программу реформ.
Налоговая нагрузка составляет сейчас 52,2% – больше, чем в Австрии, при несопоставимом
качестве госуслуг; за два года Украина не сдвинулась с места в большинстве
международных рейтингов; монополизация в энергетической сфере и транспорте
только растет; бюрократия не сдает своих позиций (в самой «прогрессивной»
Одессе предприниматели тратят по два месяца, чтобы согласовать рекламу своего
бизнеса на принадлежащем им же здании); в министерствах восстанавливается
институт «смотрящих» – но теперь их уже по двое: со стороны президента и
премьера. Я даже не говорю о том, что власти приняли закон, объявлявший
оккупированный Крым свободной экономической зоной, что позволило олигархам
выгодно торговать с полуостровом, в то время как президент и правительство
требовали от Европы и США ужесточения санкций против России.
К началу 2016 года стало понятно, что ситуация зашла в тупик. Украина в
очередной раз стала свидетелем противостояния – причем, как и прежде, по сугубо
личным (а правильнее сказать, коммерческим) причинам: президента и премьера. В
2005 году конфликт Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко открыл путь к возвращению
Виктора Януковича к власти. Позже, в 2007 году, уже выяснение отношений между
Ющенко и Януковичем застопорило экономические реформы и рост, дискредитировав
«оранжистов». И сейчас все идет по тому же пути: не секрет, что за обоими
ведущими украинскими политиками стоят мощные лоббисты, и каждый из них имеет
собственные интересы, которые часто перевешивают интересы страны. На прошлой
неделе противостояние могло завершиться – но итогом оказался худший из
возможных вариантов.
Правительство, предварительно удачно избавившееся от части реформаторов,
устояло: так что теперь премьер будет еще меньше интересоваться будущими
успехами страны, и больше – текущим положением своего клана. Президент озлоблен
неудачей – значит, от него следует ждать более опрометчивых и менее
просчитанных шагов. Наконец, из «переформатировавшейся» коалиции высвободился
«свободный радикал» в лице Тимошенко, у которой есть свои счеты к обоим первым
лицам и которая, несомненно, обрушит «на оба дома» соперничающих политиков всю
силу своего популизма. Ощущение перспективы, на мой взгляд, теперь утеряно – и
хорошо, если только на несколько месяцев.
Это не может не привести в ступор союзников Украины на Западе. Я могу
ошибаться, но Европа ни перед кем не делала таких реверансов, как перед
Украиной в последние годы. Главы двух крупнейших стран континента занимаются
«Минским процессом»; Европарламент на следующей неделе проводит практически
совместную сессию с руководством Рады и десятками депутатов; ЕС парафирует
соглашение об Ассоциации с разделенной войной страной, вводит в действие
соглашение о свободной торговле и реализует одну за другой программы помощи.
МВФ специально корректирует свой регламент, разрешая выдачу кредита стране,
объявившей дефолт по ряду других обязательств. Я не говорю о том, что санкции,
которые ЕС и США ввели в отношении России, хотя и наносят удар по «путиномике»,
введшим их странам также не помогают. Но их пока продлевают – все еще надеясь,
что Украина одумается.
Похоже, что этого не произойдет. Первые сомнения в том, насколько Киев готов к
радикальным переменам, лично у меня появились тогда, когда стало ясно, что
новые власти вовсе не
намерены серьезно преследовать коррупционеров эпохи Януковича и пытаться искать выведенные ими
активы в Европе или других странах. Затем впечатлила ситуация с Крымом, когда
общественным активистам потребовалось ввести блокаду полуострова, чтобы
вынудить украинских лидеров прекратить торговлю с оккупированной территорией.
Пробуксовывание налогового законодательства стало лишь дополнительным
фактором. Наконец, непринятие в течение почти целого года пакета законов,
которые выставлялись европейцами условиями реализации с Украиной безвизового режима,
меня, честно говоря, просто поразило. Стоит также указать на множащиеся
попытки сведения старых счетов и начавшуюся борьбу за передел контроля над
окологосударственным бизнесом.
При этом чем хуже идут дела, тем чаще вспоминается фактор российской агрессии и
тем активнее звучат призывы к европейцам поддержать Украину, которая якобы
находится на переднем крае борьбы с имперским реваншизмом. К сожалению, мне
кажется, что рациональные европейцы будут с каждым днем становиться все менее
восприимчивы к подобной риторике – тем более что им, по-моему, понятно:
противостоять Москве следует не разговорами, а делами. Чем более европейской
будет постсоветская, православная и славянская Украина, тем менее убедительной
будет кремлевская пропаганда. Но если даже невооруженным взглядом видно, что
формально проевропейские силы оказываются не менее, если не более коррумпированными,
чем «европессимисты» (взглянем хотя бы на соседнюю Молдову, путь которой,
похоже, Украина собирается повторить), то чего ждать?
Менее чем через полтора месяца, 6 апреля, европейская страна, которая, казалось
бы, в наибольшей мере пострадала от российской агрессии против Украины –
Голландия, потерявшая 193 своих граждан в обломках самолета, сбитого
пророссийскими сепаратистами из БУКа, привезенного на Украину российскими солдатами –
проведет референдум о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
И сам тот факт, что пока сторонники ответа «нет» лидируют в опросах с
преимуществом почти в 10%, показывает, какова в Европе интегральная оценка
украинских реформ – несмотря на все причитания тех, кто считает, что Европа
должна помогать Украине при любом раскладе. Мне кажется, что как минимум до 6
апреля у украинских политиков – по крайней мере у тех, кто думает о
перспективах своей страны – должно было бы найтись дело важнее, чем сведение
счетов между собой. Но не нашлось…
Я убежден: чтобы постсоветские страны действительно стали европейскими, нужна
смена нескольких поколений. Те, кто не только видел олигархические
околовластные комбинации, но и участвовал в них, не станут политиками
европейского типа. И поэтому впереди у украинцев еще как минимум один Майдан –
даст Бог, менее кровавый и более результативный. Мне же остается лишь пожалеть,
что уже третий раз – после начала 1990-х, 2004/05 и 2014 годов – Украина, чей
народ (похоже, в отличие от власти) искренне стремится стать европейским,
убеждает Россию не в том, что ее путем нужно следовать, а в том, что он ведет
лишь к проблемам и неудачам…
http://www.ng.ru/blogs/inozemtsev/novaya-staraya-elita-ukrainy.php
Источник: Независимая