Час искателей ренты

Листая прессу

«― Слушай, дорогой, ты
зачем поступил в Высшую партийную школу? Ведь у тебя и так 100 тысяч годового
дохода!

― Как зачем? Школу окончу, райком открою, пятьсот тысяч иметь буду».

Анекдот периода брежневского застоя

 

Так уж повелось в
нашей стране, что власти начинают обращать внимание на проблему роста тарифов
даже не тогда, когда описывающая его линия приближается к вертикальной прямой,
а когда сталкиваются, как это произошло в прошлую субботу в Калининграде, с неожиданной
массовой акцией протеста.
В этой ситуации сразу обнаруживается и
готовность губернатора этот самый рост тарифов с обществом обсудить, и
железнодорожное начальство вдруг выясняет, что увеличение стоимости проезда на
московских электричках в 3 раза за один лишь месяц ― результат вовсе не чьей-то
злой воли, а «досадного сбоя в системе».

Что касается злой воли, с этим утверждением и вправду трудно
не согласиться.

Рост тарифов в нашей системе обусловлен не чьим-то умыслом,
а внутренней логикой ее функционирования.

Особенно когда в условиях кризисного развития ресурсы
сокращаются, а многочисленная рать российского чиновничества со всеми ее
ведомственными и отраслевыми видами и подвидами начинает осознавать, что
поддерживать прежний уровень потребительских стандартов, опираясь на привычные
источники ренты, уже нельзя.

Помните булгаковское «Я генерал, я жрать хочу!»? В
стране, где у общества практически нет легальных институтов и каналов для
оспаривания чиновничьего произвола, для бюрократов не существует каких-либо
препятствий для повышения тарифов с неизменными ссылками на увеличение
издержек. Ведь очевидно, что «Единая Россия» по команде из исполнительной
власти в парламентах всех уровней, если надо, единогласно проголосует за рост
цен, конечно же, в интересах трудящихся. Оппозиции, способной влиять на
процессы принятия решений, нет, института парламентского контроля ― тоже. Телевизор
всегда прокричит «одобрямс!». А прессу, неважно ― печатную или сетевую,
тем более качественную, серьезную, читает незначительный процент населения. Словом,
можно повышать тарифы без оглядки.

Наиболее ловко научились это делать энергетические
монополисты, а следом за ними коммунальщики и транспортники. Взяв на вооружение
бронебойный аргумент, что население из своего кармана оплачивает всего лишь не
то 30% не то 35% стоимости коммунальных услуг, они ежегодно, не утруждая себя
статистическими выкладками, делают это с большевистской прямотой.

И вот что интересно: несмотря на ежегодный ощутимый для
семейных бюджетов рост тарифов, доля платежей населения в общей стоимости услуг
если и растет, то очень незначительно. Словом, исторический момент, когда
население начнет платить все 100% стоимости услуг и, стало быть, получит полное
право спросить у коммунальщиков, почему они снова стремятся задрать вверх
тарифы, похоже, не наступит никогда.

Оно и понятно: независимые экономисты давно подсчитали, что
отрасль эта весьма прибыльная, и коммунальщики, пользуясь своей
бесконтрольностью, с помощью роста тарифов поддерживают высокий уровень
потребительских стандартов. А трубы в доброй половине городов России как были
гнилыми, такими и остались, даже несмотря на лишь недавно закончившиеся дожди
из нефтедолларов.

От коммунальщиков не хотят отставать железнодорожники. В
этом году они так лихо разогрели цены на самый массовый вид транспорта, что вот
теперь приходится давать задний ход, объясняя происшедшее досадными сбоями в
системе. С недавних пор в поиск новых источников административной ренты активно
включились таможенники. Сначала они предложили резко уменьшить стоимость
товаров в расчете на одну персону, разрешенных для ввоза в страну в целях
личного пользования. Не прошло, теперь хотят прямо при прохождении таможенного
контроля интересоваться источниками происхождения валюты. Не беда, что
формализовать подобный процесс нелегко. Так это и хорошо. Будет широкая
возможность предъявить претензии кому угодно и когда угодно. Но, видимо,

времена теперь уж наступили совсем тяжелые, и к поиску
полей, где можно пощипать административную ренту, подключаются все новые
ведомства.

Вот пожарные, ныне пребывающие в системе МЧС, улучив
благоприятный момент, когда власть всерьез озаботилась состоянием
противопожарной безопасности в стране, решили обложить население и
хозяйствующие субъекты заодно данью в виде обязательного страхования помещений
от пожаров. Куда пойдут деньги от нового вида административных поборов ―
неважно. Главное ― вовремя выступить с революционным предложением.

Далее в общую погоню за рентой включаются городские власти
Москвы, привыкшие к жирным доходам от строительства. Отрасль переживает не
лучшие времена, оттого-то у чиновников и возникает непоколебимое стремление
загнать всех автовладельцев города в так называемые народные гаражи. В этой
всеобщей борьбе за ренту нельзя исключить появления все новых и новых
участников. Например,

вполне вероятно, что завтра какое-нибудь ведомство,
ответственное за состояние окружающей среды, вдруг решит, что граждане
действительно стали много дышать и, как в сказке Джанни Родари, предложит
ввести налог на воздух. Для общего же блага.

Акции протеста типа калининградской будут останавливать рост
тарифов, но ненадолго. Логика функционирования системы затем снова возьмет
свое. В государстве, где многочисленные группы чиновников смотрят на
подведомственное хозяйство как на феодальные уделы, данные им в пользование для
кормления, иного быть не может. Население может спасти только новый небывалый
рост цен на энергоносители, который стимулирует увеличение доходов и сделает
подъем тарифов и разного рода административных поборов не столь ощутимым. Но
этого в ближайшее время как раз и не предвидится. Так что удивляться появлению
нелепостей типа налога на воздух не стоит. Или открытия новых «райкомов»,
чтобы кто-то вместо ста тысяч имел пятьсот.

 

Источник: Газета.Ру

Поделиться ссылкой:
0

Добавить комментарий