Элла Панеях. Правила игры: К кому придут, тот и заплатит
Правительство одобрило перечень критериев, по которым отныне будет оцениваться деятельность Федеральной налоговой службы (см. статью “Бизнес не обдерут”, “Ведомости” № 113 от 22.06.2007, стр. А3). Разрабатывали критерии, как водится, сами налоговики. Неудивительно поэтому, что на первом месте в списке — собираемость налогов. Термин “собираемость” только звучит как показатель, определяющий, насколько меньше стали фирмы убегать от налогов. На самом деле это сумма уплаченных фирмами средств, деленная на сумму официально начисленных им налогов. Собираемость в 95% (целевой показатель на 2007 г., предложенный МНС) означает, что по официальным документам фирмы на определенный момент будут в долгу перед государством суммарно на 5% полагающихся с них платежей. Другими словами, если у вас половина операций идет вчерную, то ваша деятельность никак на собираемость не влияет. А вот если вам доначислили налоги при проверке или сами вы сдали баланс в налоговую, а заплатить часть суммы еще не успели, собираемость падает. Это очень удобный критерий, размер которого целиком зависит от воли налоговиков. У них есть целых два способа “улучшить” этот показатель: а) поменьше ловить серьезных уклонистов; б) в целях повышения собственной значимости пожестче выбивать уже начисленные платежи. Большого труда это составить не должно: 96% выездных проверок, по данным самой ФНС, заканчиваются доначислением налогов. Попросту говоря, это значит, что никакого контроля за соблюдением законодательства, отделения честных налогоплательщиков от жуликов налоговые органы не осуществляют. Они просто выбирают, к кому прийти, — и уж к кому придут, тот и заплатит.
Второй по значимости показатель, предложенный налоговиками, — доля налогоплательщиков, удовлетворенных их работой по результатам соцопросов. Разумеется, эта доля решающим образом зависит от того, кто будет проводить подобные опросы, кому и какие вопросы будут задаваться. Некоторые данные, впрочем, можно бы было предложить уже сейчас. Вот, например, последний мониторинг административных барьеров для малого бизнеса, проведенный ЦЭФИР в 2006 г., в целом показывает, что деловой климат для мелких предпринимателей улучшается. Но роль налоговых органов в этом улучшении, мягко говоря, просматривается слабо. Так, по сравнению с 2002 г. снизилось число инспекций со стороны чуть ли не всех контрольных органов — от СЭС до милиции. И только налоговики ходят с проверками так же часто сейчас, как и в 2002 г.; более того, они выбились в лидеры, отняв гордое звание самых назойливых проверяльщиков у пожарных. Инспектирование налоговыми органами назвали проблемой для своего бизнеса ни много ни мало 99% опрошенных — редкое для социологических опросов единодушие.
Остальные критерии относятся к количеству выигранных у налогоплательщиков судов и улаженных споров (поставлена амбициозная задача в 2007 г. отстоять в судах чуть больше трети спорных сумм), а также такой важнейшей проблеме, как повышение числа налогоплательщиков, сообщающихся с ФНС по Интернету. Надо думать, со всеми остальными проблемами — бесконечными проверками без законных предписаний, незаконными штрафами, коррупцией, использованием налоговиками своих полномочий для шантажа предпринимателей — уже покончено навсегда и ничего важнее внедрения передовых технологий для ФНС нет.
Автор — социолог, Санкт-Петербург
Источник: Ведомости