Неведомый язык
Не надо плакать и горячиться: просто мы переехали из одной страны в другую, оставшись, кажется, еще в России. Конечно, мы теперь немного опростились, стали более доступны невежеству, исторической чехарде, и наше горе — не от ума. Но ничего страшного: полюбим разнообразие. Между нами, смотрите, встречаются честные люди, сторонники справедливости. Зайдите в кафе или в интернет — вам попадется немало милых людей. Режим крепчает, но кто вам обещал Париж? Кроме того, оглядывась назад, мы видим там не только памятники культуры, но и горы дерьма.
Российская грамотность похожа на наши дороги. Вроде проехать можно, но доехать куда-нибудь трудно. Многие мосты сломаны, в головах распутица мозгов. Всеобщая грамотность — необходимое, но недостаточное условие существования и развития нации. Однако даже в советские времена, независимо от превратностей идеологии, мы еще долго «ехали» в школах на остаточной традиции человеческих ценностей, которыми была пропитана русская культура. В основном благодаря нашей литературоцентристской интеллигенции. Тонкой пленкой своих представлений о жизни она покрывала практически всю страну и делала нашу жизнь несколько теплее, несмотря на дикую репрессивность системы. Какими бы советскими по своему воспитанию ни были наши учителя, они невольно подпадали под разряд интеллигенции и в конце концов оказывались странными мутантами, сохраняя в себе взаимоисключающие ценности.
Тонкая пленка интеллигентских представлений о добре и предательстве окончательно разорвалась как раз в тот момент, когда сам режим выдохся и умер. Возможно, интеллигенция жила из последних сил именно сопротивлением режиму, возможно, она тоже исторически выдохлась, но в результате крушения режима и интеллигенции мы оказалась в совершенно неведомом нам обществе.
Не будем путать причину и следствие. Не бандиты и чекисты виноваты в нашей новейшей безграмотности, но наша общая недограмотность привела тех и других к разнообразной власти. Мы утратили моральное основание культуры и вместе с этим элементарное основание грамотности. У нас не осталось причин правильно писать и говорить на родном языке. Мы уже запаслись нехитрым набором представлений об успехе, престиже, цинизме и справедливости.
Мы превратились в новую общность людей, независимо от наших политических убеждений и успехов интернета. Каждое поколение стариков обвиняет молодых в культурном невежестве — это вечная мода. Разница, однако, в том, что мы наконец действительно съехали с рельсов традиционной культуры, не успев создать новых основ для культурного развития. Церковь бросилась к нам в помощники, но по каким она сама едет рельсам? У нас остались лишь точечные очаги сопротивления надвигающейся безграмотности. Совсем недавний пример: вдова Солженицына выступает перед высшей властью за возвращение литературы в школу. Благородное дело. Однако уже нет той школы, куда можно было бы вернуть литературу, и нет того общественного представления о литературе, которым можно было бы загрузить школу.
Образовательные и культурные щупальца государства не обладают достаточным авторитетом, чтобы вдохнуть в нас просвещение и затормозить процесс распада. Друзья интернета переговариваются между собой на свободном наречии нередко совсем свободных от грамоты людей, не испытывая никаких комплексов.
Источник: Журнал «Огонек»