Евгений Ясин: Честные люди в ЦБ под угрозой

Листая прессу

20 февраля на парламентских слушаниях жесткой критике подверглась система надзора за российскими банками со стороны ЦБ. При этом, зачитывая свой доклад, председатель думского комитета по банкам и кредитным операциям Владислав Резник явно нарушал закон об интеллектуальной собственности: арестованный банкир Алексей Френкель вполне может обвинить его в плагиате. Резник, а затем и прокуратура подтвердили некоторые обвинения, которые Френкель в своих известных письмах предъявил руководству ЦБ. И хотя фактов коррупции еще не выявлено, Резник уже предложил лишить ЦБ полномочий банковского надзора. Ситуацию комментирует научный руководитель Высшей школы экономики Евгений ЯСИН.

— Когда ЦБ совмещает функции банковского надзора с макроэкономическими функциями, это порождает определенный конфликт интересов. Банк, который обязан думать о противодействии инфляции, не должен размышлять еще и о том, что произойдет с банковской системой страны. Мы видели пример этого в 1998 году. ЦБ был осведомлен о том, что российские банки набрали огромные кредиты на Западе и при падении курса рубля понесли бы колоссальные убытки. Из-за этого ЦБ было сложно решиться на то, чтобы провести девальвацию ради поддержания финансовой стабильности. Поэтому в предложении Резника изъять функции банковского надзора из компетенции ЦБ есть свой резон: сегодня такого рода объединенная надзорная служба за всеми финансовыми рынками, скорее, исключение. Могу привести в пример лишь Великобританию, чьи финансовые рынки развиты не в пример нашим. При этом я не стал бы утверждать, что нынешняя система надзора плоха именно потому, что его осуществляет ЦБ, используя какие-то схемы. Все дело в исходном конфликте интересов, а кроме того, в добросовестности отдельных людей. Однако, насколько мне известно, масштабы коррупции в ЦБ несоизмеримо меньше, чем в других государственных учреждениях.

— Одна из претензий прокуратуры состоит в том, что 1500 сотрудников ЦБ являются держателями акций коммерческих банков…

— Эта проблема будет возникать, какой бы орган ни исполнял функции надзора. ЦБ очень хорошо платит своим сотрудникам, и им, разумеется, надо где-то размещать свои сбережения: не под подушкой же их держать! А если бы они вкладывали деньги не в банки, а, скажем, в паевые фонды, что-то изменилось бы? Просто тогда бы поставили вопрос о коррупции в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Но вот то, что сотрудники ЦБ входят в органы управления коммерческих банков, мне действительно кажется неправильным, хотя делают они это на вполне законных основаниях.

— Вам не кажется парадоксальным, что глаза всем открыл обвиняемый в убийстве Алексей Френкель?

— Френкель всего лишь подставная фигура, инструмент. Огромному количеству людей выгоден разгром нынешнего ЦБ; выгодно, чтобы оттуда ушли последние честные люди и можно было договариваться с очередной партией коррупционеров. Если говорить о том, кому выгодно изъятие функции надзора у ЦБ, то первым в голову приходит ФСФР. Однако я убежден, что она не станет тянуть одеяло на себя. Минфин тоже не стал бы инициировать данный процесс: он и так занимается «не совсем своими» вещами — скажем, надзором за обращением ценных бумаг. Полагаю, все проще: кто-то хочет привести своих людей в ЦБ. У нас нередко борьба с коррупцией ведется руками самих же коррупционеров.

— Ключевой стала проблема нормативных актов ЦБ, которые не дают четких инструкций для работы чиновников. Это приводило к тому, что процесс проверки банков носил часто субъективный характер…

— Насколько я знаю, процесс проверки в ЦБ был строго формализован — вплоть до мелочей. Хотя я как раз предпочел бы, чтобы людям больше доверяли. — Первый зампред генпрокурора Александр Буксман высказался за издание закона, в котором были бы четко прописаны критерии приема банков в Систему страхования вкладов.

— Здесь сложно что-то возразить. Вопрос лишь в том, сколько на это уйдет времени и насколько упростит процесс приема. В конце концов, известно, что финансовые рынки развиваются гораздо успешнее в странах, где присутствует англо-саксонское прецедентное право, а не континентальное. Там часто не существует каких-либо законодательных предписаний для решения того или иного дела, а многое оставляется на усмотрение суда.

— Судя по всему, нынешняя атака на ЦБ стала полной неожиданностью для Сергея Игнатьева…

— Игнатьева я знаю как честнейшего человека и квалифицированного экономиста. И руки у него дрожали на этих слушаниях вовсе не оттого, что совесть нечиста. Просто он не публичный человек, не умеет гладко говорить. Если теперь его смешают с грязью и удалят из ЦБ, мы получим как раз то, что надо для развала банковской системы. А что касается выделения надзора из ЦБ… Главное, чтобы это не стало предметом спекуляций, особенно со стороны судебных органов, которые любят копаться в грязном белье. По правде говоря, я серьезно беспокоюсь за тех честных людей в ЦБ, которых знаю.

Николай КУДИН, «Дело», 26.02.07
http://www.sps.ru/?id=219036

Источник: Дело

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий