Москва: потенциал малого бизнеса в сфере ЖКХ очень велик.
Сегодня в Подмосковье завершилась двухдневная конференция на тему «Жилищно-коммунальная реформа. Малое предпринимательство, подготовка кадров». В конференции приняли участие первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства Петр Аксенов, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров, представители префектур административных округов, управ, предпринимательских кругов города, общественных объединений предпринимателей, профильных вузов и учебных центров, других заинтересованных городских организаций.
Целью конфетенции, по словам Елены Емельяновой, первого вице-президента Московского центра развития предпринимательства (МЦРП), было наметить конкретные программы действий в направлении привлечения малых предприятий к развитию бизнеса в сфере ЖКХ. «Эта необъятная тема, которая затрагивает всех наших граждан. И естественно, что Департамент поддержки малого предпринимательства своими силами решить все проблемы, связанные с ЖКХ, не в состоянии. Но развивать это направление в малом бизнесе как приоритетное, самое время», — считает Е. Емельянова.
Информационно-аналитический центр МЦРП подготовил справочную информацию с анализом, сколько работает предприятий в малом бизнесе в сфере ЖКХ в Москве. Оказалось, что это число составляет всего 2077 — чуть более 1% по отношению к общему количеству малых предприятий в столице. Данные же последнего статистического обследования по России показывают, что по всей стране в ЖКХ их работает всего 3919. Это значит, что в Москве созданы гораздо большие предпосылки для развития этой сферы деятельности.
Городские руководители — Петр Аксенов, который открывал конференцию как член правительства, отвечающий за коммунальное хозяйство в городе, и Евгений Егоров, руководитель Департамента поддержки МП — признавали, что потенциал малого бизнеса в этой сфере очень велик. Они призывали всех собравшихся найти те неиспользованные возможности и ресурсы, которые существуют, и создать конкретную программу действий. П. Аксенов рассказал о том комплексе мер, который предпринимает правительство Москвы в сфере ЖКХ. Е. Егоров, в свою очередь, отметил, что в готовящейся Комплексной программе поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг. поддержке развития малого бизнеса в сфере ЖКХ будет придано весьма значительное место.
В выступлениях участников конференции прозвучали разные мнения, начиная от создания глобальной системы развития малого бизнеса в ЖКХ и заканчивая предложениями по созданию учебных центров, которые якобы решат все вопросы, связанные с ЖКХ, что, конечно, является идеалистическими подходами.
Подводя итоги первого дня конференции, Е. Егоров сказал, что в действительности вести работу по привлечению малого бизнеса в ЖКХ надо постепенно, поэтапно, понимая, что, с одной стороны, требуются в том числе и просветительские усилия по разным направлениям, и это дело не только малого бизнеса. Тут надо идти рука об руку и с Департаментом образования, потому что начинать надо с населения, которое должно относиться к жилищному фонду как к чему-то своему, что нельзя ломать и портить. Кроме того ДЭЗы как экономические компании не справляются со своими обязанностями и не занимаются подготовкой самих работников сферы жилищно-коммунального хозяйства — слесарей, сантехников, электриков и т.д.
Начинать надо, считает Е. Егоров, с изменения законодательной базы. В настоящий момент она не дает возможности решить серьезные проблемы, связанные с ЖКХ. Руководитель ДПРМП привел пример с западными странами: там малый бизнес широко представлен в сфере ЖКХ, где практически регулируемые тарифы и уровень доходности не очень высок, но стабилен и гарантирован сбыт. ЖКХ там считается очень стабильной и устойчивой сферой, поэтому в нее с удовольствием идут инвесторы. Причем такие инвесторы, которые не хотят больших рисков, — пенсионные фонды, страховые компании. У нас в стране ситуация абсолютно обратная, потому что основные фонды очень изношены, и решать вопрос с управляющей компанией, на балансе которой находились бы эти основные фонды, очень тяжело. Кроме того, концессионное право плохо отработано. В противном случае можно было бы отдать в концессию частным предприятиям управление неким комплексом домов. Но в настоящее наше правовое поле не позволяет этого делать. Передавать же все эти изношенные фонды на управляющую компанию в лице малого предприятия было бы абсолютно неразумно, так как она мгновенно бы разорилась. На федеральном уровне в этом плане обсуждаются различные варианты – оставить государственными управляющие компании, а на всякие работы подряжать малые предприятия, сделать управляющей компанией малое предприятие, т.е. приватизировать этот сектор экономики и т.д.
Собравшиеся на конференции пришли к выводу, что государство должно нести ответственность за эти основные фонды — все магистрали, котельные и т.п. -и не снимать ее с себя. Но надо сделать ряд определенных законодательных шагов, с тем чтобы приватизация в сфере ЖКХ прошла нормально, без перекосов.
Большое значение, по мнению участников конференции, должно придаваться самоорганизации граждан, которые сами должны выбирать ту компанию, которая будет обслуживать их дом, их подъезд. Приводились примеры ТСЖ (товариществ собственников жилья) как примеры положительные, потому что там идет смена и управляющих компаний, и субподрядных компаний, если жильцы недовольны качеством и уровнем обслуживания. Предлагалось также придумать некие формы самоорганизации граждан, которые помогли бы повысить качество тех услуг, которые предоставляются. Говорилось также о необходимости создания сервисных центров в этой сфере, с тем, чтобы существовала специализация в таких видах деятельности как ремонт оборудования, жилого фонда, уборка улиц, дворов, малая механизация, озеленение.
На самом деле, по мнению выступавших, спектр услуг, которые может представлять малое предпринимательство в сфере ЖКХ, очень велик. У нас же львиная доля малых предприятий работает по ремонту жилого фонда, а все остальные виды деятельности остаются пока за скобками. В Москве 75-80% предприятий, например, работают по ремонту помещений. Вывозом мусора вообще практически никто не занимается. Эксплуатацией жилого фонда занято 1637 предприятий, внешним благоустройством – 395, гостиничным хозяйством – 111, эксплуатацией жилых зданий – 48, добровольной пожарной охраной – 21, коммунально-бытовым водоснабжением – 15, наружным освещением – 12. Хозяйственное управление коммунальным хозяйством, хозяйственное управление жилищным хозяйством, эксплуатация общежитий учебных заведений и водоснабжение — это вообще неиспользованный резерв. Сервисные центры должны организовать свою работу так, чтобы там была информационная составляющая, и можно было бы узнать о наличии тендеров, госзаказов в этой сфере. Во-вторых, они должны заниматься ремонтом техники, а также переподготовкой кадров, чтобы можно было бы повышать квалификацию, внедрять новые технологии, которые в этой отрасли существуют. Большой ресурс для малых предприятий в ЖКХ — это внедрение и запуск в производство энерго- и водосберегающих технологий. Сейчас жильцы фактически платят за тепло- и водопотери, которые происходят при перегонке воды, энергии от провайдера. Внедрение счетчиков воды и электроэнергии в каком-то смысле позволят решить эту проблему. Надо развивать также тот бизнес, который занимается проблемами экологии, энергосбережения, и давать ему толчок, обеспечивая при этом нормальный сбыт.
Несмотря на все заверения, по мнению Е. Емельяновой, некоторым чиновникам в городе такая реформа совершенно не нужна — продолжается волокита, создаются административные барьеры, для бизнеса же в сфере ЖКХ — это критическая вещь. Тем более, что как показали анализы балансов предприятий в сфере ЖКХ, 25% из них убыточны, 25% — на уровне нулевой прибыли. Уровень рентабельности порядка 10%, что недостаточно для нормального функционирования малого предприятия.
Участники конференции сошлись во мнении, что процесс создания малых предприятий в сфере ЖКХ надо начинать поэтапно, в виде эксперимента, на ограниченной территории, сравнивать результаты и т.д. И изучать тот опыт, который есть уже в Москве, где ситуация с распределением МП в ЖКХ тоже достаточно парадоксальная: 85% всех предприятий сосредоточено в Юго-Западном и Центральном округе, причем ЮЗАО равен ЦАО по количеству предприятий, связанных со сферой ЖКХ. Сложившуюся ситуацию необходимо проанализировать с точки зрения создаются ли в этих округах более льготные условия или там много ТСЖ, и они стимулируют создание малых предприятий.
После подведения и обобщения итогов конференции конкретные предложения будут внесены как в план действий по поддержке малого бизнеса столицы на 2003г., так и в Комплексную программу поддержки и развития малого предпринимательства Москвы на 2004-2006гг.
Источник: ИА «Альянс Медиа»