Передача власти: Лишние люди

Листая прессу

«В последнее время мое здоровье сильно пошатнулось. Прибавьте к этому скуку, постоянное безденежье… отсутствие людей и общих интересов… Положение хуже губернаторского». Так говорил о себе в чеховской «Дуэли» Иван Андреич Лаевский — типичный «лишний» человек. Неважное самочувствие, скука, безденежье и одиночество — довольно точная характеристика нынешнего положения глав регионов, практически каждому губернаторству можно присваивать рейтинг «хуже некуда». Такие рейтинги большинству и приписываются, а главным критерием устойчивости позиций оказывается не политический вес, лоббистский ресурс, эффективность или популярность, а сам факт недавнего назначения на должность. Не будут же снимать сразу после инаугурации, хотя и тут абсолютных гарантий никто не даст.

Региональные бюджеты, собственные источники доходов которых зависят от налога на прибыль и подоходного налога, испытывают все прелести кризиса в первую очередь. Соответственно, и эффекты условной «демократии налогоплательщиков» на региональном уровне способны проявляться быстрее: плохое самочувствие бизнеса и населения не только на бюджетах регионов, но и на популярности местных властей отразится быстрее, чем на рейтингах федеральной власти, имеющей подушку безопасности рентных доходов и резервных фондов.

Кризис для большинства населения — угроза вполне конкретных вещей, таких как падение доходов, рост цен в магазинах и безработица. За цены и безработицу политическая ответственность уже в основном возложена на губернаторов. Что касается доходов, то многочисленные региональные бюджетники и льготники, рискующие оказаться в худшем положении, чем федеральные, также будут спрашивать с местных начальников.

Добавим к этому ответственность региональных властей за протестную активность и результаты выборов — а эти критерии, наряду с ценами и безработицей, сегодня ключевые у федерального центра в мониторинге ситуации на местах — и картина почти готова. Недвусмысленные заявления Москвы о том, что кризис выявит неэффективных руководителей, вкупе с участившимися отставками глав регионов — лишь завершающий штрих в ответе на вопрос, какой «отряд» внутри власти назначен нести главную ответственность за кризис.

Если кризис не подумает успокаиваться, несмотря на все нынешние заклинания о прохождении дна, довольно скоро губернаторы начнут «по правде» добровольно проситься в отставку. Поиск кандидатур для замещения должностей может обернуться определенными трудностями. Чтобы привлечь кандидатов в губернаторы, придется делать специальные антикризисные предложения и обещать дополнительные бонусы и подарки.

Нынешний кризис привел и принципы существования региональных элит, и региональную политику центра к определенному рубежу — возможно, последнему. Эпоха их существования тянется с начала 90-х гг. Тогда в условиях крайне низкой эффективности и раздробленности федеральной управленческой элиты функции государственного управления консолидировались, частично присваивались и преимущественно осуществлялись на региональном уровне достаточно сплоченными региональными кланами. В большинстве случаев торг с центром по схеме «эффективность и стабильность в обмен на политическую лояльность, децентрализацию и экономические ресурсы» оказывался успешным, хотя в отдельных случаях и преимущественно со стороны национальных республик оборачивался претензиями на суверенитет и сепаратизмом.

Затем дефолт 1998 г. спровоцировал возникновение ситуации дефицита ресурсов для передела и неконфликтного освоения элитой, что вызвало к жизни консолидацию части региональных элит, претендовавших на установление собственного контроля над федеральной властью. Необходимость в том числе и противодействия этой ситуации не только привела к власти Владимира Путина, но и предопределила все основные элементы программы построения так называемой вертикали власти — от централизации межбюджетных отношений и борьбы с правовым сепаратизмом до перераспределения в пользу центра управленческих полномочий и, наконец, отмены прямых выборов губернаторов.

Однако изменение отношений федеральной и региональной элит продолжало происходить в режиме торга. Региональные элиты продолжали обменивать политическую лояльность и уступки центру в полномочиях на возможность личного сохранения власти, а также на возможность продолжать в рамках несколько унифицированных режимов кормления получать экономическую и административную ренту с территории. Успешности и относительной бесконфликтности этой стратегии способствовали последние «тучные годы», когда избыток ресурсов и возможностей для их освоения позволял всем жить более или менее дружно.

И вновь ситуацию изменил экономический кризис и возникновение ситуации дефицита ресурсов. В отличие от конца 90-х региональные элиты не имеют серьезных возможностей вести свою политическую и экономическую игру, что является на сегодня главным достижением политики централизации образца «нулевых годов». Одновременно федеральная власть имеет возможность или просто возложить на региональные элиты основной «налог» политических издержек на время кризиса, а затем вернуться к прежним отношениям, или же попытаться выйти за пределы модели «федерализма внутриэлитного торга» к каким-то новым принципам региональной политики.

Можно попробовать построить реальную и крайне жесткую вертикаль власти там, где в действительности ее никогда и не было. А можно не на бумаге, а в реальности реализовать на региональном уровне систему правительств парламентского большинства, когда губернаторы будут на практике избираться от победившей партии и уходить в отставку в случае ее поражения на выборах. Можно воспитать новое поколение губернаторов, которое ничего не будет знать ни о выборности глав регионов, ни о «федерализме торга», но сможет прекрасно ориентироваться в новом издании номенклатурной системы. Но можно ведь и вырастить в регионах новую генерацию политических управленцев с новой мотивацией, которые будут не сидеть на кормлении, а на совесть вкалывать в регионе, чтобы потом иметь возможность сделать федеральную карьеру и — чем не цель — затем стать президентом страны.

Впрочем, какие из этих возможностей могут реализоваться, да и сменится ли вообще «эпоха», пока совершенно не ясно. Политическая антикризисная тактика, как и сам экономический кризис, тоже должна достигнуть своего дна, чтобы потом стало понятно, куда же мы из этого самого кризиса выходим.

Автор — заместитель директора Института социальных систем

Источник: Ведомости

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий