Смена экономической модели.

Листая прессу

Бизнес-омбудсмен Борис Титов — о том, как послание президента может изменить деловой климат

Это послание Федеральному собранию — первое для Владимира Путина с начала его нового президентского срока. Конечно же, президент использовал его, чтобы обозначить не просто цели и задачи на текущий год. В послании он представил обществу свое видение развития страны ближайшие пять лет. И экономическая часть этой программы Путина — шанс реально изменить Россию к лучшему.

Впервые послание начиналось с мысли о том, что страна должна быть конкурентоспособной. Путин фактически выдвинул тезис, что Россия сможет выжить и не остаться на задворках мировой истории, только если она будет обладать серьезным интеллектуальным ресурсом и высокотехнологичной экономикой.

Путин вновь подтвердил, что главный KPI (ключевой показатель эффективности) развития страны — создание или модернизация 25 млн высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Чтобы решить эту задачу, необходим новый экономический уклад. И президент ясно дал понять, что он это понимает и готов к кардинальной перестройке российской экономики.

Сырьевая экономика дала нам возможность стабильно жить в течение многих лет и по-прежнему является столпом развития нашей страны. Однако ресурс ее во многом исчерпан. И не только потому, что мы не может позволить себе зависеть от рынков сырья, которые имеют тенденцию к снижению, но и из-за того, что страна меняется, становится другой. Стагнация почти всех отраслей, кроме сырьевых, ведет к тому, что население перестает активно развиваться, увеличиваются иждивенческие настроения в обществе, появляется социальная апатия. Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо опережающее развитие. Важно, что президент подчеркнул: развитие это будет происходить прежде всего с опорой на частный конкурентный сектор экономики, на малый и средний бизнес.

Как Уполномоченному по защите прав предпринимателей мне очень важно, что президент в своей речи сделал особый акцент на безопасности ведения бизнеса в России. Нечего говорить, что дела в этой сфере у нас не ахти, о чем свидетельствует и появление моей должности. Президент заявил, что необходима презумпция невиновности бизнеса, что надо менять подходы как к нормотворчеству, так и к правоприменению. И — что радует — реальные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Речь прежде всего о недавно вступившем в силу пакете поправок в УК и УПК.

Мы очень рассчитываем, что ст. 159 УК «Мошенничество» перестанет так активно использоваться против бизнеса, как это происходит сейчас. Применительно к этой статье отныне введен частно-публичный характер обвинения, то есть следователь не сможет открывать уголовные дела без заявления со стороны потерпевших. Таким образом, будут страдать реальные мошенники, а честный бизнес станет невозможно обвинить в несовершенных преступлениях, «кошмарить» его с использованием ст. 159.

Крайне принципиальна поставленная президентом задача — убрать из нашего законодательства любые зацепки, которые способствуют переводу хозяйственных споров в область уголовного преследования предпринимателей. Просто жизненно необходимо, чтобы УК перестал быть дубинкой в руках рейдеров и недобросовестных силовиков.

В своем послании президент обозначил близкую к бизнесу позицию и в налоговой политике. Он солидаризировался с нами в понимании налоговой политики как инструмента развития, выступив против прогрессивной шкалы подоходного налога, но в то же время потребовав введения налога на роскошь. Надеюсь, что это первый шаг в проведении налогового маневра, который бизнес-ассоциации давно предлагают нашему руководству и цель которого — перенести фискальную нагрузку с процесса производства на процесс потребления.

Крайне принципиальны для бизнеса грядущие изменения в финансово-кредитной политике государства, обозначенные в послании. Впервые президент официально заявил, что Министерство финансов и Центральный банк должны проводить не только политику бюджетной дисциплины, но и развернуть свою деятельность в сторону помощи создания новых рабочих мест и обеспечении роста экономики. Он совершенно справедливо привел примеры ФРС и Евроцентробанка, у которых такая обязанность прямо записана в уставе. Могу сказать, что в том же ключе действуют монетарные власти Китая, Японии, многих развивающихся экономик мира. Российская экономика существенно недокредитована, и соотношение денежной массы к ВВП в стране значительно ниже в сравнении не только с ведущими, но и с развивающимися экономиками мира.

В современных финансовых системах главный источник длинных денег — не пенсионные фонды или страховые компании, а собственно монетарные власти: ФРС, центробанки. Такова текущая реальность нашего глобального мира. Очень радует, что Владимир Путин уловил эту тенденцию и собирается поддержать отечественную экономику вливаниями из Стабфонда, заставить работать российские деньги на родине. Подушка безопасности в виде 89% от ВВП в Стабфонде, по моему представлению, совершенно обоснованна, а значит, в перспективе отечественная индустрия получит деньги в размерах, существенно превышающих первоначально обозначенные В. Путиным 100 млрд рублей.

Мы как бизнес проработаем свои предложения по конкретным путям реализации послания — «дорожные карты» — и представим их президенту в рамках «Национальной предпринимательской инициативы».  

Автор — уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей

Источник: Известия

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий