Утопить дело

Листая прессу

18 декабря
исполнилось три года со дня крушения в Охотском море буровой платформы
«Кольская». В результате катастрофы погибли или были признаны умершими 53
человека. Сегодня их родственники даже не могут узнать, на какой стадии
находится следствие и когда и в каком виде это дело будет передано в суд.

После
ремонтных работ в Мурманске платформа «Кольская» (ее эксплуатация началась еще
при советской власти) была отправлена в виде груза южным путем к Камчатке, но
по пути ее снова пришлось ремонтировать, и вместо запланированных двух месяцев
до места бурения она добралась за четыре. К работе на западном шельфе Камчатки
по заказу ОАО «Газфлот» (созданная в 1994 году «дочка» «Газпрома») они
приступили в начале сентября. Уже тогда было ясно, что буровые работы не будут
закончены до 15 октября, когда по условиям этой зоны допускается буксировка
таких сооружений. Бурение можно было продолжать и зимой, но весной платформу в
таком случае затерло бы льдами, поэтому вопрос о буксировки был предрешен.

11 декабря
«Кольская» с тремя торчащими кверху «ногами», напоминающими каркас подъемного
крана, отправилась через все Охотское море на Сахалин: откуда ее удобнее было
перетащить к берегам Вьетнама для работы по новому контракту. Вместо трех
буксиров (только так они могли обеспечить маневренность этого сооружения при
шторме) буксировку вели два, в том числе не предназначенный для этой цели
ледокол. Чуть ранее суда «Газфлота» сняли с «Кольской» свой персонал, но
отказались забрать 67 «чужих»: бурильщиков, выполнивших свою часть работы и
состоявших в штате Мурманского ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), и
вспомогательный персонал с Сахалина, включая женщин-поварих.

Обе
коммерческие структуры экономили на всем: на ремонте, эвакуации людей и даже на
сигнале «SOS», который был подан с многочасовым опозданием, после двух дней
шторма, когда платформа уже дала сильный крен. Мы описываем эти факты сухо, но
любой может представить себе весь ужас людей, которые гибли в течение двух
суток, то теряя, то вновь обретая надежду, и утонули при волне высотой до 5
метров, температуре воздуха –7 и воды +1 градус. Никто из 14 спасенных публично
не рассказывает о деталях катастрофы — может быть, как следствие пережитого, а
возможно, и под угрозой лишиться работы.

Об окончании
следствия (его ведет Дальневосточное следственное управление на транспорте СК
РФ в Хабаровске) было объявлено в июне 2013 года, еще через год родственники
погибших получили возможность ознакомиться с материалами дела. Их возмущение
вызвал тот факт, что следствие считает виновными в гибели людей двух погибших
капитанов, а из тех, кто принимал решение на берегу, обвинение полтора года
назад предъявлялось двоим руководителям ОАО «АМНГР», но второго ряда. Решение о
начале позднего бурения, которое в сентябре уже предопределило судьбу
«Кольской», принимали первые лица АМНГР по согласованию с «Газфлотом». В
ноябре, когда судьба платформы повисла на волоске (буквально: оборвавшегося
буксирного троса), генеральный директор ОАО и его зам совершили собственный
«маневр безопасности»: один отправился в командировку, а второй в отпуск.

Следствие
вообще не рассматривало вопрос о вине должностных лиц «дочки» «Газпрома»,
которые фактически отказались снять людей с платформы. Вопреки первоначальным
обещаниям так и не было возбуждено отдельное дело по факту слишком позднего
начала и неуклюжего проведения спасательной операции.

Адвокат
группы потерпевших Юрий Костанов (в прошлом — прокурор с большим опытом работы)
указывает, что проведенная по решению следователя технико-эксплуатационная
экспертиза платформы «Кольская» не дает ответа ни на один вопрос, связанный с
мореплаванием, в том числе: насколько допустимыми с точки зрения существующих
правил была сама буксировка и выбранный маршрут. Кроме того, адвокат нашел при
назначении и проведении экспертизы процессуальные «технические» огрехи, которые
превращают ее в недопустимое доказательство. Если и в сфере правосудия тоже все
делается кое-как, то это еще одна общая катастрофа для всей страны.

На
предстоящей неделе Саяногорский районный суд в Хакасии огласит приговор по делу
о катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС, со дня которой минуло уже более 5 лет. По
мнению специалистов, экспертиза по этому делу также не дала ответа на вопрос о
том, что стало причиной аварии 2-го энергоблока, а лица, которым будет вынесен,
вне всякого сомнения, обвинительный приговор, также являются скорее
назначенными «стрелочниками», нежели виновниками массовой гибели людей.

Серийные
техногенные катастрофы, преследующие Россию в последнее время, обусловлены
двумя решающими факторами: это техническое и моральное старение оборудования и
исчезновение обслуживающих его специалистов, помноженное еще и на «экономию».
Следствие, а за ним и суд опираются на такие экспертизы, которые указывают на
«правильных» виновных, вовсе игнорируя «экономию», то есть алчность
коммерсантов, выжимающих прибыль из сложных и устаревающих технических
сооружений.

Какова же, в
конце концов, спустя три года после катастрофы «Кольской» судьба уголовного
дела о гибели людей? Перефразируя: «Оно утонуло»…

Постоянный
адрес страницы:
http://www.novayagazeta.ru/columns/66588.html

 

 

Источник: Новая газета

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий