В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Евгений Ясин – научный руководитель ГУ-ВШЭ; тема беседы — прогноз экономического развития России на 2005 год.
О. Бычкова
— Добрый день. И тема сегодняшняя как было обещано неделю назад – прогноз экономического развития России на 2005 год. Собственно с таким вопросом к вам обращался Юрий Хитревский из Москвы на днях. В общем, вопрос этот на самом деле тема эта очевидна в конце года и перед началом следующего, наверное, есть несколько важных моментов, которые волнуют всех: инфляция, цены и общее благосостояние, которое нас ожидает или нет. Как вы думаете, что будет?
Е. Ясин
— Во-первых, конечно, новогодние прогнозы вещь обычная. Я бы сказал, что довольно скучная. Потому что, как правило, события под Новый год в экономике не происходят такие, которые способны как-то повлиять. Поэтому просто приходится констатировать, что те тенденции, которые сложились ранее, они будут продолжаться. В этом году, на мой взгляд, есть кое-что интересное и если кто слушал меня в эфире «Эхо Москвы» две или три недели назад, я говорил об этом. О тех новых явлениях, которые имеют место в российской экономике. Я сразу скажу, что с моей точки зрения 2005 год не будет таким удачным, как 2003, даже 2004.
О. Бычкова
— Но в 2004 году буквально тоже на прошлой неделе появилось сообщение, что темпы экономического роста были самыми низкими за как раз эти два прошедшие года.
Е. Ясин
— За два года, на самом деле темпы роста по итогу года будут где-то в диапазоне от 6,2-6,5% роста ВВП. Это по любым стандартам неплохие показатели. Просто мы должны отметить, что если в первой половине года были показатели 7% и даже выше – до 7,5%, а можно было ожидать 8-процентный рост, то сейчас мы во второй половине года мы уже видим проценты, если каждый раз смотреть месяц этого года к месяцу аналогичного предыдущего года, то мы видим совсем другие показатели. Например, в июле еще 6,5%, в августе больше 7%, но затем 2,8% в сентябре, 3,8% в октябре, а в ноябре по отношению к ноябрю прошлого года, по-моему, даже есть небольшой, нет, тоже меньший рост. Сейчас складывается такая ситуация, когда мы опускаемся на уровень годовых темпов примерно в 3-4%. Если брать по отношению к предыдущему месяцу, то август-сентябрь были провальными, они были с минусом, минус 0,1 и минус 0,6 по отношению к предыдущему месяцу. Но затем ситуация выровнялась и в октябре уже был рост 0,7% по отношению к сентябрю и господин Греф уже успокоил президента, сказал, что это случайная заминка, которые уже не раз случались и мы выправляем ситуацию, дело, наверное, дальше будет развиваться благополучно. Я так не думаю, я думаю, что это еще нужно посмотреть, подтвердится мой прогноз или нет, но у меня такое ощущение, что мы переломили крайне благоприятную ситуацию, мы добились с большим старанием того, чтобы задача удвоения ВВП к 2010 году стала невыполнимой. Я ожидаю, сразу говорю, мой прогноз на следующий год будет такой: темпы роста валового внутреннего продукта примерно 3-4%, может быть 4,5%, инфляция будет больше, чем в этом году. В этом году инфляция 11,5% по последней оценке Алексея Леонидовича Кудрина, я думаю, что будет 12%. Я обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что впервые после 1999 года инфляция практически не упала. В прошлом году тоже было 12%, до этого было 16%. До этого 21%, до этого 36% и так далее. Мы до сих пор все время добивались снижения инфляции и поддерживали высокие темпы роста. Это очень важно. Мы были на волне подъема. Этот подъем был до 2002 года, он носил чисто восстановительный характер после кризиса трансформационного. И опирался на использование тех мощностей, которые были в экономике не задействованы. Дальше начался подъем, который основывался на росте деловой активности, на том, что компании российские стали все больше и больше инвестировать, стали больше привлекать кредитов, больше привлекать займов и так далее. И это все быстро поднимало экономику. Конечно, этому способствовал приток нефтедолларов, то есть мы пользовались конъюнктурой от высоких цен на нефть, но больше всего пользовались итогами реформ 90-х годов. Я уже об этом говорил. И экономика имела шансы развиваться и дальше очень быстрыми темпами. Мы могли бы опираться на то, что у нас очень низкий уровень монетизации в экономике. Это значит отношение ВВП, простите за терминологию, это денежная масса агрегат М-2, по отношению к ВВП составляет в России сейчас 21%, а вместе с долларами порядка 30-35%. В 1998 году было в два раза меньше и у нас есть еще резерв повышения до примерно 60-80%, потому что нормальный уровень монетизации для страны с рыночной экономикой это 60-70% или 80-100%. Но только нужно иметь в виду, что когда повышается уровень монетизации, то появляются большие риски. Риски усиление инфляции, мы собственно, не могли до сих пор опуститься ниже 12%, потому что очень высок был темп насыщения экономики ликвидностью. Но это создавало такой импульс роста. Скажем, если мы берем события сразу после кризиса 1998 года, когда в два года мы ликвидировали бюджетный кризис, улучшили сбор налогов и так далее. Это было связано с тем, что в экономике появились деньги. Нефтяные деньги, от девальвации и так далее. Важно, что они появились, экономика стала расти, она росла на том, что стали более доступными деньги и те, кто хотел проявлять деловую активность, развивать свой бизнес, они могли получить доступ к финансовым ресурсам намного проще, чем раньше. Очень быстро росли активы банковской системы. Собственно, это был механизм роста. Этот механизм роста имел шанс сохраняться еще примерно 3-4 года. Я каждый раз говорю, что Путину просто повезло, он может ничего не делать, но если он не будет создавать препятствий для развития экономики, она сама будет расти. И при этом будет падать инфляция, потому что растущая экономика впитывает деньги, она является и стерилизатором тех денежных доходов, которые поступают от продажи нефти и так далее. Мы могли воспользоваться этим обстоятельством. Правда, через 3-4 года все равно нужно было бы менять режим, потому что нужно было бы переходить на инвестиционный рост. На такой рост, который уже не мог бы использовать фактор увеличения монетизации, а который должен был бы рассчитывать на то, что мы осуществляем модернизацию, повышаем производительность, вкладываем все больше денег в экономику в виде инвестиций, она откликается. И как бы основой для такого роста инвестиционного был рост доверия, в том числе во взаимоотношениях между государством и бизнесом. Что произошло — даже эти 3 года мы не могли использовать. В силу того, что имели место такие явления как, прежде всего события вокруг ЮКОСа, которые подорвали доверие во взаимоотношениях между государством и бизнесом. Причем это не просто одноразовая акция, это процесс, который продолжается полтора года и каждый раз приносит новые доказательства бизнесу, что с любым из бизнесменов могут обращаться так же как с этой компанией. У каждого бизнес под ударом. Но даже не в этом дело, это распространяется как пожар в степи. Так ведут себя федеральные крупные чиновники, так потом начинают себя вести и другие. Я как-то упоминал, что в прессе прошло такое сообщение о том, что в Екатеринбурге местное правительство вместе с фракцией «Единая Россия» в местном законодательном собрании уже рассматривают правомерность приватизации предприятий, поскольку владельцы новые недостаточно эффективно работают. Право собственности не имеет значения, эти ребята считают, что можно вернуться к рассмотрению вопроса, если люди не так хорошо управляют этим приватизированным предприятием, а простите, пожалуйста, если я захочу, я к любому придерусь, хоть вы мне призера чемпионата среди предпринимателей покажите, я докажу, что он работает неэффективно. Там стали уже говорить, а вот Каха Бендукидзе с «Уралмашем» управляется плохо, тоже его надо освободить от собственности. Пошла волна и среди правоохранительных органов и в части налоговых органов. Если они предъявляют такие претензии ЮКОСу, то естественно сказать, а почему только ЮКОСу, давайте тогда скажите другим. Они говорят: да, мы сейчас. И они пошли по предприятиям. Я не хочу называть имена бизнесменов, которые не имеют никакого отношения к нефтяному бизнесу, которые мне жалуются: они теперь приходят по 3-4 раза, возвращаясь к налоговым платежам 2001, 2000 года и предъявляют все время новые претензии. Мы пересчитали, говорят они. И спрашивают: а вы нам вернули тендер, который вы нам задолжали. Нет, мы сначала разберемся с вашими долгами и так далее. Я знаю, что у Министерства финансов есть такое желание, чтобы государство рапортовало о снижении налогов, но одновременно, чтобы доходы бюджета не понижались, а чтобы они улучшались, повышались или держались на нужном уровне на основе улучшения так называемого налогового администрирования. И, конечно, они говорят, что возможности улучшения налогового администрирования в России очень велики. Но как администрировать. Если вы действительно налаживаете нормальные процедуры, когда налогоплательщики и налоговая служба оказываются в равном положении в судах, которые рассматривают их претензии по части уплаты налога и так далее, то тогда это нормальное улучшение налогового администрирования, которое действительно укрепляет и экономику и страну. Но если к вам приходят и говорят: вы уже один раз заплатили, вы давайте платите еще раз, а возврат НДС мы пока подождем, так это же извините меня, рэкет. Это значит, государство демонстрирует свою силу, но если оно демонстрирует свою силу по отношению к бизнесу, то он также демонстрирует свои возможности государству. Все спрашивают: как бизнес относится к государству. Владимир Владимирович Путин дважды приезжал на съезд РСПП, там все громко хлопали, все были очень воодушевлены тем, что он там говорил, и он говорил замечательно, было чего хлопать, но дальше вопрос такой – это что, наш бизнес ложится под власть и так реагирует. Да нет, не так. А он снова вернулся к вывозу капитала. Правда, говорят сейчас, что по итогам года вроде платежный баланс по статье движение капитала не будет таким страшным, как ожидали. Скажем, не 11 млрд. будет вывоз капитала, а 8. И то благодаря чему – потому что идет огромный приток иностранных инвестиций, это такая замедленная реакция, иностранные бизнесмены только сейчас схватились, они видят растущую экономику, видят хороший платежный баланс, они готовы инвестировать. Отлично, но все-таки важно, как себя чувствует отечественный бизнес. А если он должен брать в качестве крыши иностранные компании, хорошо, если это приводит к модернизации, а если это приводит просто к тому, чтобы прикрыться от властей, это плохой сигнал. А самое главное, я уже говорил, что у нас резко упал спрос на деньги. В этом году спрос на деньги вырастет примерно на 15%. В прошлом году он вырос на 55%. Если вы сопоставите с инфляцией, 55% в 2003 и 12% рост инфляции. Если вы потом возьмете 15% роста денежного спроса у нас в этом году и 11,5% рост инфляции, ясно, что вложения, появление каждого нового рубля в экономике в прошлом году приводило к росту инфляции примерно на 20%, а в этом году на 70%. Вот собственно и ответ. На самом деле, что это за сигнал – это сигнал падения деловой активности. Это привело и к снижению темпов роста. Еще наш бизнес рассчитывал, до президентских выборов ожидал, что президент будет делать дальше. Но президент показал, что после президентских выборов отказывается от выборности, прямых выборов губернаторов, он вводит новую систему голосования, его монетизация льгот волнует и все. А то, что нужно сделать, для того чтобы облегчить положение бизнеса реально, а не просто такими подачками, вам снижение налогов, а потом заберем без налогов. Поэтому мой прогноз на будущий год такой примерно: 3-4% рост валового внутреннего продукта…
О. Бычкова
— То есть не очень много.
Е. Ясин
— Примерно в два раза меньше, чем могло бы быть и чем нужно, для того чтобы удвоить ВВП. И примерно 15% инфляции. Потому что нам удержаться в этой ситуации нельзя, огромный приток денег от дорогой нефти, и ее приходится стерилизовать и через стабилизационные фонды, профицит бюджета и все равно остается. Даже если мы наблюдаем рост активов, по-прежнему, то есть рост кредитования, то, прежде всего, это население, это также и бизнес. Но я бы сказал так: с возрастающими рисками.
О. Бычкова
— Евгений Ясин, научный руководитель государственного университета Высшая школа экономики с прогнозами экономического развития страны на следующий год. Спасибо вам
Источник: «Эхо Москвы»