В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Евгений Ясин — научный руководитель ГУ ВШЭ, тема беседы: взаимосвязь экономических реформ и национальных ценностей.
О.БЫЧКОВА: Мы сегодня продолжаем разговор о новой книге Евгения Ясина, посвященной взаимосвязи экономических реформ и национальных ценностей. В позапрошлую среду Евгений Ясин говорил о том, как это выглядит в разных странах – в Китае, в Японии, в Бразилии, и в России немного говорили. Давайте сегодня более подробно о своем российском, о родном поговорим. Российские национальные ценности и перспективы роста российской экономики. Мы привыкли считать, что нам мешают определенные вещи и есть какая-то определенная инертность у российских людей, может быть недостаточное трудолюбие. Вот есть такие оценки. Насколько эти вещи можно принимать всерьез?
Е.ЯСИН: Ну, я бы сказал так. У нас немножко две разные концепции, что ли, национальные. Одна из них заключается в том, что нам кто-то мешает, что кто-то составляют заговоры, что мы живем не так хорошо, потому что кто-то, что-то против нас козни строить и так далее. Это, пускай таких людей немного, но они есть. Я думаю так, что они есть в любой стране и тут ничему не нужно удивляться. Более существенно то, что среди наших людей распространено такое распространение. Что вот у нас такой менталитет, вот такое словечко, сравнительно недавно появившееся в нашем обиходе, такой менталитет, что он не дает нормально жить. Мы какие-то непутевые, что ли или не везучие и что мы так устроено, что вот мы хорошие, а ну просто неудача – то ли потому, что ленивые, то ли потому, что не любопытные, то ли еще почему-то. Но, так сказать, мы должны жить не так, как другие или будем жить не так, как другие, потому что мы такие особенные. Я помню, мы в своем время с вами обсуждали книгу «Почему Россия не Америка». Ну, конечно, в Америке другой менталитет.
О.БЫЧКОВА: Там говорилось не про менталитет, там говорилось про климат, Евгений Григорьевич.
Е.ЯСИН: Ну, в основном про климат. Но знаете, что в основном как раз очень часто особенности русского национального характера объясняет как раз климат – вот у нас так холодно, лето, даже известная «История» Ключевского – он когда-то писал, что одно твердо знает русский мужик, что ему природа летом отводит всего несколько дней, потому что или непогода, холодно и нужно успеть, если уже погода благоприятствует, нужно вкалывать с утра до ночи, выложиться полностью. Выполнить весь цикл сельскохозяйственных работ, потом можно залезать на печь и уж все остальные времена года спать. Вот как бы, поэтому и говорят, что нашему характеру присущ героизм, желание и умение сконцентрироваться и за короткий промежуток времени предпринимать какие-то героические усилия, прорывы, революции и так далее. Но в остальное время, к тщательному, систематическому труду постоянному мы как-то относимся плохо. Мы к этому не готовы. И поэтому те блага, которые, из таких своих способностей извлекают другие страны, мы извлечь не сможем. Это довольно распространенная такая позиция. Кроме того, еще есть такое представление о традиционно русских ценностях, что мы менее меркантильны, мы больше заботимся не о материальных, а о духовных ценностях.
О.БЫЧКОВА: Еще, как говорят, меньше обращают внимание на формулу, больше на содержание.
Е.ЯСИН: На содержание, да. Затем мы в труде больше всего любим творчество, удачу, так сказать, то удовлетворение, которое труд доставляет. А когда нам приходится трудиться просто ради куска хлеба, то это, ну противно нашему характеру, хочется плюнуть на все, сесть, или там выпить или еще чего-то. Ну, в общем короче говоря, всему этому мы ищем какие-то оправдания, объяснения и самое главное, что мы говорим, что мы особенные. И поэтому законы, которые для всех остальных подходят, нам не подходят. И что то с этим придется делать, с этим ничего нельзя. Вот я как раз предпринял исследования с целью выяснить так это, не так и что действительно мы собой представляем.
О.БЫЧКОВА: Может быть что-то меняться?
Е.ЯСИН: Да, может ли что-то меняться. Это на самом деле одна из самых сложных задач. Это проблема национальной культуры в широком смысле, которая культура не только в смысле Толстого, Достоевского, Репина, Чайковского. Это один слой. Но есть как бы культура повседневная. Например, содержим дом в чистоте, а рядом с домом? Что у нас творится на улице? Хотим ли мы, то есть ли у нас мотив, чтобы иметь благоустроенные города, всегда хорошо побеленные или покрашенные дома и так далее. Это все из этого, из проблематики менталитета, культуры, системы ценностей. И у меня такое впечатление, что чем дальше мы продвигаемся, мы пришли к идее, каких-то этапов преобразований. Это все становится более важным. Так вот что показывает наше исследование. У меня такое представление сложилось. На основании обобщения большого количества литературных источников, самого разного идеологического, я бы сказал, содержания, и такого либерального, демократического и, с другой стороны, патриотического почвы людской и так далее, что наша система ценностей сегодня представляет собой своего рода трехслойный пирог. В нем есть как бы разные наслоения нашей истории. Есть традиционные ценности. Я их как бы так обозначил – это символ нашего государства, как двуглавый орел, это то, что было из века на Руси, как оно складывалось, в том числе вот это, о чем писал Ключевский, что вот такой у нас сложился национальный характер, затем второй слой – это советский – он очень важен, потому что он только недавно еще преобладал и играет очень существенную роль в нашем сознании. Я должен сказать, что мы можем констатировать, что советская власть таки решила ту задачу, которую она перед собой ставила — вырастить определенного человека, советского человека. Ей это удалось, вот то, что иногда специалисты называют «гомо советикус», человек с такими особенными свойствами, воспитанный в условиях социалистической системы. Но я единственно что хочу сказать, что на самом деле различие между дореволюционной Россией с традиционными ценностями и советскими ценностями, не столь уж велики. Это мы только провозглашали, что как бы – «весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем – мы наш, мы новый мир построим». Значит, на деле все потом оказалось так, то, что было новым, то очень сильно походило на старое. С моей точки зрения, это объясняется тем, что у нас структура общества – советского и традиционного — отличалась мало. Структура в России дореволюционной была в значительной мере феодальная, архаичная и сословно иерархическая. Ну как это в любом феодальном обществе. Это означает, что ценности человека, его позиции, отношения к жизни и так далее зависело от того, какую ступеньку при социальной иерархии он занимает в большей степени, чем от того, сколько у него денег, каково его состояние, способности, квалификация и так далее. Значит, что произошло при советской власти. Начинали как бы так круто все разрушить, потом оказалось, что выстроили иерархическую, бюрократическую систему, которая в этом плане была еще покруче российской дореволюционной, где все-таки был рынок еще, развивалось капиталистическое хозяйство и так далее. Что мы, в конце концов, видим? Вот я могу сказать, что обе эти картинки, оба два этих слоя, а второй слой я обозначаю нашим другим государственным символом – это советским гимном, к которому мы опять недавно вернулись, определенные традиционные ценности у нас есть и они в течение очень длинного времени сохранялись и повторялись. Среди них вот мне удалось выудить такие, я уже говорил – духовность – ни хлебом единым жив человек – это, правда, не наша придумка, это из Библии, но все равно, это как бы вот у нас распространено. Считается, что у нас, мы склонны к коллективизму, стремлению к совместной работе, к артельности, самопожертвованию, соборность – это как бы флаг без личного коллективизма и одновременно против своеволия и индивидуализма. Я могу перечислять и дальше. Я просто хочу сказать, что с моей точки зрения, выясняется, что у каждой из этих ценностей, вот мы выделяем плюсы, если мы на них делаем упор, то одновременно, воленс-ноленс – у нас появляются другие антиценности, с которыми нам приходится мириться, если мы высоко ставим ценности, которые я назвал.
О.БЫЧКОВА: Давайте мы сейчас остановимся на этом самом интересном месте и в следующий раз начнем именно отсюда. Российские национальные ценности и их оборотная сторона с точки зрения экономических реформ и перспектив роста российской экономики. Евгений Ясин – научный руководитель Государственного университета Высшей школы экономики как всегда в среду вечером на «Эхе»
Источник: «Эхо Москвы»