Великий Новгород: Состоялся учебно-практический семинар проекта «Гражданское общество против коррупции на Северо-Западе России, что может общество»

Листая прессу

27-28 июня проходил учебно-практический семинар проекта «Гражданское общество против коррупции на Северо-Западе России, что может общество». Мероприятие проводилось Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия» при поддержке Фонда «National Endowment for Democracy» (США). Программа семинара содержала лекционные и игровые формы обучения, участникам семинара было предоставлено время для дискуссий, обучающие приемы по выработке навыков командной работы.

Предполагалось обсуждение вопросов, касающихся обеспечения доступа к информации, коррупции в избирательном и бюджетном процессах. Участников семинара ознакомили с приемами анализа законодательства на коррупционность и формами общественного участия в процессах предупреждения коррупции.

В ходе практических занятий разобраны конкретные факты коррупции в избирательном и бюджетном процессах и возможности их предотвращения на местном и региональном уровне. По проблематике семинара прозвучали доклады местных экспертов. Всем участникам семинара были предложены раздаточный материал с тезисами докладчиков, книги центра «Стратегия» о проблемах коррупции и общественном участии в предупреждении коррупции.

В семинаре принял участие председатель Новгородской областной Думы Анатолий Бойцев. В своем докладе он коснулся вопросов разработки и принятия бюджета Новгородской области и возможностей для коррупции в процессе его принятия и исполнения. Он остановился на ряде мероприятий этого процесса, в частности на проблеме обсуждения бюджета на Общественной палате Новгородской области, в ассоциации товаропроизводителей и федерации профсоюзов, которые демонстрируют открытость бюджетного процесса в области для контроля со стороны структур гражданского общества и отдельных жителей области.

Ведущий эксперт семинара, исполнительный директор гуманитарно-политологического центра «Стратегия», автор более 50 научных работ в области политологии Михаил Горный высоко оценил этот опыт открытости подготовки и принятия бюджета, отметив также, что администрация Новгородской области сама выбирает те структуры гражданского общества, с которыми она хочет работать. И А. Бойцев, и М. Горный отметили, что одним из факторов бюджетного процесса, допускающим возможность коррупции, является финансирование целевых программ по развитию определенных отраслей или направлений. При этом М. Горный сообщил собравшимся, что центр «Стратегия» неоднократно предлагал администрации Санкт-Петербурга разбивать статьи бюджета, направленные на финансирование программы, по конкретным мероприятиям. А. Бойцев также сообщил, что депутаты Новгородской областной Думы требуют от администрации Новгородской области подробного ежеквартального отчета об исполнении бюджета, в том числе и по мероприятиям финансируемых из бюджета программ.

Также в семинаре принял участие заместитель председателя Новгородской областной Думы, председатель комитета по местному самоуправлению, кандидат юридических наук Сергей Фабричный. В своем докладе С. Фабричный коснулся разработки закона Новгородской области «О порядке предоставления информации органами государственной власти и местного самоуправления», одним из разработчиков которого он является. С принятием в области такого закона, по мнению С. Фабричного, объективное право граждан на информацию будет трансформировано на территории региона в субъективную обязанность чиновников ее предоставлять. Информированность общества о любых аспектах деятельности власти станет, таким образом, заслоном на пути коррупции во власти и действенным инструментом борьбы с ней для представителей гражданского общества.

Напомним, что разработка закона «О порядке предоставления информации» ведется совместно с центром антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси интернешнл — Р. Хорошо знакомый с этим проектом М. Горный, комментируя доклад С. Фабричного, отметил, что в Калининградской области уже принят аналогичный закон, однако количество запросов от граждан на информацию от этого не изменилось. В этой связи необходимо параллельно повышать мотивацию граждан и некоммерческих организаций.

Участники семинара обсудили ситуацию вокруг тендеров на покупку медицинского оборудования, медикаментов и материалов для структур здравоохранения Новгородской области. Напомним, что согласно решению комиссии Новгородского регионального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, рассмотревшей процесс подготовки и проведения тендеров на закупку медикаментов и оборудования для организаций здравоохранения на 2004 год, подготовка и проведение конкурсов организатором осуществлена с нарушением действующего законодательства РФ. Так, опубликованное извещение о его проведении не содержит необходимых для его предполагаемых участников сведений, в том числе о начальной цене продукции, условиях госконтракта, критериях и порядке оценки квалификации поставщика (в том числе сумме залога или финансового обеспечения), порядке определения лица, выигравшего торги, порядке оформления участия в конкурсе. Не публикуется и информация о выигравшем торги предприятии.

А. Бойцев заявил, что если управление МАП РФ выносит какие-то обоснованные замечания к комитету здравоохранения области как к организатору одного из регулярных тендеров, то допущенные нарушения необходимо незамедлительно устранить. Отвечая на вопрос одного из участников семинара об ответственности за ненадлежащее расходование чиновниками бюджетных средств, А. Бойцев также отметил, что в администрации Новгородской области комитетам хорошо известно также, что за такие нарушения последствия могут быть самые серьезные, вплоть до снятия ответственного лица с работы.

По мнению М. Горного, предыдущие тендеры, проведенные согласно решению управления МАП с нарушениями законодательства, должны быть отменены. При этом может возникнуть ситуация, когда уже поставившие оборудование компании и фирмы потребуют возмещение ущерба за разрыв контракта. «Жизнь покажет, как действовать дальше, — считает М. Горный. — Но контракт, заключенный с нарушением законодательства должен быть расторгнут».

Также с докладом выступил заместитель председателя комитета государственной службы администрации Новгородской области Игорь Верходанов. В своем докладе, посвященном коррупции на выборах, И. Верходанов поделился результатами системного анализа данных, зафиксированных на территории Новгородской области в процессе выборов различного уровня за период с 1999 по 2002 год. Согласно результатам этого анализа, в ходе выборов был допущен ряд отдельных нарушений, не зафиксированных в установленном законом порядке и не повлиявших существенно на результаты голосования. Среди отмечаемых нарушений — нарушение порядка финансирования избирательных кампаний, использование чиновниками служебного положения, в том числе и содействие в принятии влияющих на ход выборов законодательных актов, подкуп избирателей в различных его формах. И. Верходанов отметил, что особенно тревожным фактом в сложившейся ситуации стало отсутствие адекватной реакции Избирательных комиссий на эти нарушения.

Другой участник семинара, председатель правления областного союза предпринимателей «Профессиональный Альянс» Александр Коршунов, являющийся членом избирательной комиссии Великого Новгорода, заявил, что коррупция на выборах стала возможной только ввиду неопределенности законодательства о выборах. Кроме того, по мнению А. Коршунова, необходимо наделить избирательные комиссии правом принимать решения о санкциях с нарушивших законы кандидатов.

Источник: ИА «Regnum»

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий