Александр АХИЕЗЕР: «Стремление к развитию своего общества и признание плюрализма – необходимые составляющие любого патриотического настроения в современном мире»

Тренды

Мне кажется, что тема нового патриотизма пока еще не имеет под собой научной базы. И сегодня в аудитории, которая могла бы претендовать на научное решение данной проблемы, можно попробовать найти такие основания. Одно из них изложено в трудах классических социологов. Например, Эмиль Дюркгейм писал, что локальные догосударственные сообщества могли существовать только потому, что входившие в них люди любили свои сообщества. И эта любовь устроена сложнее, чем платоническая или половая, поскольку она функциональная, проявляющаяся в различных конфликтных ситуациях. Понимание природы и устройства такой любви необходимо нам, прежде всего, для осознания того, что в основе отношения человека к тому или иному сообществу лежит эмоция. Сегодня такой эмоциональный патриотизм был продемонстрирован Борисом Федоровым, спорить с которым абсолютно невозможно именно из-за прочувствованности его позиции.
В российском обществе патриотизм и сейчас носит исключительно эмоциональный характер. До сих пор я вспоминаю патриотов, которые в 1970-е годы выступали на собраниях по поводу отъезда какого-нибудь еврея в Израиль. Эти люди просто бились в истерике, рассматривая само желание уехать из СССР как уголовное преступление. Однако сегодня оказывается, что хотя эмоциональный патриотизм и неустраним, тем не менее, его недостаточно.
Как с этих позиций мы можем рассматривать феномен патриотизма? Эту проблему Россия решала на протяжении всей своей истории. Правящая элита пыталась перенести первобытные механизмы любви к своему сообществу, описанные Дюркгеймом, на всю гигантскую страну. СССР представлял собой большую общину, братство народов во главе с отцом. Это была очень странная модель, совершенно не соответствующая потребностям большого разнородного общества.
Получается, что в основе общества лежит некая функция, формирующая патриотические чувства. Проблема в том, какое содержание стоит за той или иной формой патриотизма, поскольку современное общество должно рационализовывать эмоциональные проявления любви к родине. На основе наших знаний мы можем сформулировать некоторые нормативные требования к патриотизму. Выполнимы они или нет – другой вопрос. Но если бы доминирующим стал патриотизм фильма «Брат 2», о котором нам рассказывал Даниил Дондурей, то это привело бы к разрушению российского общества.
В такие требования обязательно должна быть включено стремление к развитию своего общества. Но само понятие развития противоречит первобытному эмоциональному представлению о любви к родине, поскольку развитие предполагает изменение, а предмет любви – идеал, который должен оставаться неизменным. Другое требование – признание плюрализма. Из него вытекает необходимость диалога, который стимулирует развитие. Можно ли включить эти модернистские компоненты в российскую модель патриотизма? – сказать сложно. Но они – необходимые составляющие любого патриотического настроения в современном мире, без которых с ускоряющимися темпами будет происходить саморазрушение как самой России, так и даже не имеющих к ней никакого отношения стран.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий