История России XX века в гимнах
Ирина Владимировна
Карацуба
Доцент кафедры
межкультурной коммуникации Московского государственного университета им.
Ломоносова
Ирина Карацуба:
…Что-то нужно шлепать на монеты, а
что, не понятно. Ведь не герб же Советского Союза, который исчез в ходе этих
событий вместе с серпом и молотом коммунистической партии! Правда, если кто-то
смотрел гала-концерт, посвященный открытию главной сцены Большого театра,
который транслировался 28-го октября, то вы могли заметить, как символы
отражаются в концепции гала-концерта. Вы увидите, если посмотрите, что
половецкие пляски, музыкальный акт из оперы Бородина «Князь Игорь», были
исполнены на фоне герба Советского Союза с серпом и молотом. Для меня лично это
был большой когнитивный диссонанс – половецкие пляски на фоне серпа и молота. Я
смотрела этот концерт вместе с моим коллегой, историком, и он мне сказал, что «скажи
спасибо, что не на фоне щитов и мечей». Хотя надо сказать «спасибо», что без
щитов и мечей обошлись. На самом деле, это не шутки. Почему орел без короны? Да
потому что художник не знал, что делать, и взял первое, что попалось. А первым
было то, что было до того, то есть, до РСФСР – герб временного правительства. Это
художник Яков Билибин срочно в марте 1917-го года перерисовывал герб, потому
что монархия рухнула, государь-император в ночь с 2-го на 3-е марта около
Пскова отрекся в пользу своего брата, Михаила Александровича, который, уговариваемый
всеми не делать этого, отрекся от престола, отдав будущее своей страны на волю Учредительного
собрания. Хотя Учредительного собрания не было, даже не было списков для него.
Николай II отрекся с грубым нарушением основных законов престолонаследия, Михаил
Александрович сделал то же самое. Так что, орел, которого вы видите,
принадлежит Билибину. Над ним очень издевались, называя его курицей, потому что
он без короны, без скипетра и державы. Именно с этим гербом Россия была
провозглашена республикой 1-го сентября 1917-го ода. Потом к власти пришли
большевики, и началось то, что началось. А когда эта полоса закончилась, то на
монетах оставили орла Билибина, а когда принимали закон о российской геральдике
в 1993-м году, принимали герб с короной. Заметьте, что на гербе один орел, а на
монетах другой. На гербе у нас возвращение к русским историческим традициям, но
у нас не монархия. Или, все-таки, есть подготовка к монархии? Давайте
рефлексировать по поводу наших символов. Мы бессознательно воспринимаем их на
веру, а этого делать не надо.
Как историка меня больше всего волнует то состояние исторической
памяти, которое сегодня есть у нашего общества. С теми представлениями о
прошлом, которые у нас в голове, нам будет очень трудно строить что-то
достойное в будущем. В этом я уверена. Это неадекватные представления. Наше
прошлое нуждается в проработке. Например, какой образ прошлого транслируется
через наше телевидение? Это великая страна, которую мы потеряли. По-прежнему
господствует принцип «цель оправдывает средства». Мы не различаем добро и зло.
Для того чтобы наши представления о прошлом были более или
менее адекватными, его нужно понимать, нужно вдумываться в смысл слов. Мы не в
состоянии перерабатывать информацию, которая на нас наваливается, нам нужны
готовые клише.
Итак, как история нашей страны за последние три века
отражена в гимнах? Гимны дают ответы на многие вопросы, в том числе и
касающиеся идентичности. В гимнах поднимаются общие ценности или достижения,
есть перспектива на будущее. Давайте посмотрим, какую картину они дают. Как и
многие имена, слово «гимн» имеет греческое происхождение. Оно означает победную
песню в честь Бога, царя, победителя. Гимны появляются и в Шумере, и в Древнем
Египте, и в Греции. По мере становления христианской церкви как сильного
культурообразующего института, развиваются и гимны. На Руси все важнейшие государственные
события отмечались в музыкальной форме такими церковными песнопениями. Что
касается русского язычества, то что-то там пелось, но что это было – не знаю.
Сейчас это модная тема, но нет источников о язычестве. А ведь вы знаете, что
самое главное для историка – это работа с источниками. А с язычеством это более
сложно. Если вам интересно, почитайте И.Н. Данилевского, профессора ВШЭ.
Православная церковь боролась с язычеством, но все равно включила некоторые
обряды и ритуалы в свой календарный цикл. И даже то, что мы наблюдаем сейчас в
Храме Христа Спасителя, поклонение Поясу Пресвятой Богородицы, это чистой воды
языческие обряды, которые поощряются православной церковью.
Что касается гимнов, то есть прекрасный сайт, на котором
есть вся информация, www.hymn.ru. Это музей русских национальных гимнов, там вывешено
практически все. Там есть маленькая библиотека по истории гимнов. Если вам
будет интересно, заходите.
Проблема создания светского, а не церковного гимна встала
перед Россией вместе с проблемой отделения государства от церкви. В петровскую
эпоху несколько раз пытались написать светский гимн государства. Естественно,
это были, в основном, военные марши. Ближе к окончанию срока правления Петра,
когда сложилось три гвардейских полка, при полках создавались оркестры. Родился
знаменитых гимн, который сначала был маршем, вошел в историю как «Преображенский
марш». Слова несколько раз менялись. Это чисто военный гимн, прославляющий
военные доблести императора, русскую армию и т.д. Давайте его послушаем.
Это маршеобразная мелодия, 120 шагов минуту. Она в довольно
бодром ритме. Этот гимн очень актуален для петровской эпохи войн и битв, то есть,
идея прославления императора – идея старая. Интересно, что с петровской эпохи эта
мелодия из русской культуры не ушла. Даже когда она перестала быть гимнической
мелодией, она сохранялась в кадетских училищах. Когда на Спасской башне
Московского кремля были установлены часы-куранты, а это было в 1856-м году, то
до 1918-го года два раза в день куранты вызванивали мелодию Преображенского
марша, а два раза в день – мелодию церковного гимна. После большевиков, у
которых появился свой собственный гимн, этот марш ушел в русскую иммиграцию,
играл роль мемориальной мелодии. Эта мелодия имела долгую жизнь в русской
культуре. При большевиках, когда сложилась определенная военно-музыкальная
школа, композиторы вспомнили об этой мелодии и использовали ее, немного
изменив, когда создавали марши для военных мероприятий. Встречный марш, который
играл на Красной площади, это слегка измененный Преображенский марш. Так что,
это мелодия, которая с нами уже три столетия.
После смерти Петра эта мелодия осталась в русской культуре,
но гимнической она не стала. Во второй половине 18-го века, когда завоевания Петра
продолжила Екатерина Великая, родилась еще одна мелодия, которая стала
гимнической. Это был знаменитый полонез «Гром Победы», который открывал все
дворянские балы. Давайте послушаем.
Очень интересно, как гимн моделирует будущее. Это было
произведение А. Козловского на слова Г.Р. Державина. Эта мелодия была исполнена
на знаменитом Таврическом балу в Петербурге, в Таврическом дворце. Это
победоносное завершение русско-турецких войн, подписание Ясского мира. Но
обратите внимание на слова: «Храбрость россов почитая, Тавр под нами и Кавказ».
Именно тогда, при Екатерине началась 100-летняя Кавказская война Российской
империи за присоединение Северного Кавказа, начинается первая русско-чеченская
война, которой почти нет в наших учебниках. Это было первое столкновение,
которое вылилось в войну 19-го века. Это длилось почти сто лет. То есть, гимн
создает внешнеполитическую программу на сто лет. Тогда Кавказа «под нами» еще
не было. В этом гимне есть система патернализма. Есть такая распространенная
формула: «Петр россам дал тела, Екатерина – души». Такая программа, что
император – отец или мать, поданные – дети, которые должны слушаться. Вот так
программируется психика. «Гром победы» оставался гимнической мелодией до войны
1812-го года и на ее протяжении. Слова изменились, пели не про Екатерину, а про
Александра, ее любимого внука. Мелодия также осталась в русской культуре. Если
вы помните «Пиковую даму» П.И. Чайковского, то именно исполнением гимна
«Славься, сын Екатерины» завершается второй акт оперы. После 1812-го года зародилась
идея европейского единства. Венский конгресс, образование Священного союза,
союз европейских монархов. Решено было идею политического единства подкрепить в
символической форме – взять одну мелодию гимна. Из уважения к заслугам
Великобритании, к ее победе над Наполеоном за основу взяли мелодию английского
гимна. И действительно, в России с 1816-го по 1833-й годы был уникальный гимн,
который сделан на мелодию английского гимна «Боже, храни короля», но слова
русские. Было использовано стихотворение В.А. Жуковского «Молитва русских».
Давайте послушаем.
В этом тексте была целая социальная программа, то есть, не
только народ должен царю, но и царь народу. В следующем варианте, который
напишет тоже Жуковский, останется шесть строчек. Это был основной гимн
Российской империи с 1834-го года до 1917-го года. Мелодию написал придворный
композитор Николая I А.Ф. Львов, а слова Жуковский, «Боже, царя храни». Никаких
социальных обязательств, только «Боже, храни царя». Почему изменился гимн?
Страна была сосредоточена на себе и начинала опьяняться своими собственными
успехами, своей уникальностью. Николай был антиевропейским, он сказал, что ему наскучила
английская музыка, нужна русская народная музыка. Был избран А.Ф. Львов,
который был музыкантом, работал в третьем отделении. И он был выбран, чтобы
написать народный гимн. Он написал еще несколько опер, но до сих пор считается
композитором одной мелодии, но гениальной.
Эта мелодия максимально приближена к звучанию церковного
гимна. Сакрализация монархии очень заметна. «Царствуй на славу нам, на страх
врагам», то есть, наша слава обязательно должна быть связана с тем, что враги
боятся, а не с тем, что мы самые лучшие. Теория осажденной крепости, когда все
должны бояться. Много раз композиторы ее использовали – Шуман, Чайковский и
т.д. Сейчас я приведу вам в пример финал увертюры Чайковского 1812-го года, которая
была ему заказана Александром III для торжественного открытия и освящения Храма Христа
Спасителя в Москве. Там сменяют друг друга три мелодии: церковный напев –
военный марш – «Боже, царя храни».
В начале XX века, когда пошла политическая борьба, в музыкальном
плане эта борьба выражалась в борьбе нескольких мелодий. Мелодией левых
(социал-демократов) был Интернационал. Мелодией более умеренного левого спектра
была Марсельеза. Мелодией народных митингов была, конечно, Дубинушка. С точки
зрения народной психологии, послушайте эту песню, вы поймете народные
настроения. В 1917-м году, когда все исчезло за три дня, перед временным
правительством, в числе прочего, встал вопрос о символике – флаг, печать,
музыка. Вверх остался за русским вариантом Марсельезы. Эта была мелодия тех
партий, которые вошли в правительство (кадеты, октябристы). В 1795-м году эта
мелодия стала официальным гимном Франции, 1879-й год – второе рождение
Марсельезы, до сих пор это является гимном. Слова, которые мы сейчас услышим,
принадлежат русскому П.Л. Лаврову, слова очень кровожадные. Она называется
Рабочая Марсельеза, гимн России с марта по октябрь 1917-го года. В этих словах
есть открытый призыв к крови. Опять же – что спели, то и получилось.
В это же время был еще один вариант, который не состоялся.
Хотя эта мелодия сейчас используется. В разгар февральской революции композитор
Гречанинов уедет в эмиграцию и будет много писать для церкви. Замечательный
поэт К.Бальмонт буквально за пару часов написал гимн свободной России «Да
здравствует Россия, свободная страна». Давайте послушаем, чтобы вы поняли, о
чем идет речь. Сейчас это позывные радио «Свобода». Мне очень нравится эта
мелодия и текст.
Но временное правительство у власти не удержалось, благодаря
незрелости страны и колоссальному количеству сделанных ошибок. И если бы не
Мировая война, большевики бы к власти никогда не пришли. Всё вместе образовало
такой трагический клубок, исходом которой была Октябрьская революция. Они
Марсельезу не любили. Когда Ленин приехал в Россию, его встречали Марсельезой,
он сказал, что лучше Интернационал. Гимном РСФСР, а потом и СССР до 1943-го года
был Интернационал. Мелодия родилась на западе, но слова были русские. Давайте
послушаем. В этом тексте есть несколько гениальных формул. «Кто был ничем, тот
станет всем» – первоначально смысл был социальным, но в народе есть и другой
смысл – «из грязи в князи» и т.д. Это была основная мелодия, которая
исполнялась на всех партийных съездах. Но неожиданно в сентябре 1943-го г. ЦК
ВКПБ принимает решение о создании нового гимна СССР. В это же время меняется
форма Красной армии, заключается союз с русской православной церковью. И
создается комиссия по новому государственному гимну. Это был своего рода
ребрендинг, то есть, Красная армия не может наступать с тем же гимном, что и
отступала. И потом, музыка Интернационал создана в Европе, а нам нужно что-то
русское. Был огромный конкурс, более 200 вариантов рассматривалось, более 70
композиторов и поэтов приняли участие в этом состязании. В итоге было отобрано
12 гимнов, которые исполнялись полному составу Политбюро и ЦК КПСС в Большом
театре. Соревнование шло между Шостаковичем и Александровым. В итоге, был
выбран Александров со своим знаменитым гимном Советского Союза, слова к
которому написал Михалков. Давайте послушаем первый вариант 1943-го года.
Действительно, бессмертная формула «Союз нерушимый республик
свободных» отражает всю сталинскую эпоху. Конституция говорила, что каждая
республика может выйти, но не было закона, по которому можно было выйти, то
есть, право есть, а реализовать его нельзя. Про свободу в условиях сталинского
ГУЛАГа – чудовищная подмена. Одна часть страны сидела, другая их охраняла.
После смерти Сталина в 1953-м году было принято решение
убрать сталинскую символику с площадей, улиц городов, воздвигнуть памятник всем
жертвам политических репрессий на Красной площади в Москве. Что касается гимна,
то в 1955-м году у гимна отменяются слова, но музыка остается. Это первый
случай в истории 20-го века, когда у нас был гимн без слов, потом будет и
второй случай. По факту, за 20-й век сменилось шесть гимнов, и 31 год гимн был
без слов. Вот такой рекорд, среди Европы, точно.
В 1977-м году, к принятию новой брежневской Конституции, С.
Михалкову заказали новые слова. Он их написал, заменив слова «алым знаменем
победы». В таком виде пели гимн до 1991-го года. Потом опять начинается
полемика, что выбрать в качестве государственного гимна. Тут были разные
варианты. Кто-то опять предлагал Марсельезу, партия «Яблоко» до сих пор
выступает за «Марш славянки» композитора В. Агапкина, предлагался хор «Славься»
Глинки. В итоге вспомнили о другой мелодии Глинки, которую потом назвали
«Патриотической песней». Оркестровал ее Гаук. Так что, именно этот гимн был в
России первое ельцинское десятилетие, когда нужно было что-то вместо советского
гимна. Сама мелодия очень спокойная и торжественная, в ней нет надрывности,
былой жертвенности. Эта музыка светлого апофеоза. Слова к этой мелодии были
предложены, но не были приняты.
В 2000-м году, когда нашем президентом стал В.В. Путин, уже
в октябре был поставлен вопрос о государственном гимне. Призвали опять С.В.
Михалкова. Он написал третий вариант. С художественной точки зрения, самый
неудачный. У меня это вызывает недоумение. У нас светское государство, причем
тут держава? Такая сакрализация в 21-м
веке уж очень спорна. Гордость за огромную территорию, когда больше гордиться
нечем? «Хранимая Богом, родная земля» – государство светское, у кого-то Бог, у
кого-то Аллах, а у кого-то ничего. Объединяет ли нас такой гимн? «Братских
народов союз вековой» – по отношению к Кавказу звучит ужасно. «Славься, страна,
мы гордимся тобой» – мне кажется, что применительно к событиям, которые
случились в 20-м веке со страной, это не очень правило говорить, погибли
десятки миллионов человек. А самое странное – что мелодия осталась прежней. Моя
бабушка просто не могла ее слушать. Это мелодия жертвы, а не чего-то светлого. Делается
ребрендинг под СССР, то есть, мы наше будущее видим в нашем прошлом. В том
прошлом, в котором мы до конца не разобрались.
Но все-таки я уверена, что когда в нашей жизни измениться
что-то, измениться и гимн, который будет адекватен состоянию нашего общества.
Каким будет наше будущее, зависит от нас. Давайте расколдовывать наше настоящее
и наше прошлое.
Вопрос:
С вашей точки зрения, на что стоило
акцентировать внимание, когда писался нынешний гимн? Вы подчеркнули его
недостатки, а что следовало бы отметить?
Ирина Карацуба:
Когда в 1917-м году произошла
революция и была необходимость придумывать новый гимн, В.Брюсов в марте 1917-го
года написал целую статью «О новом русском гимне». Брюсов считал, что стоит
устроить всероссийский конкурс, и предлагал несколько подходов к написанию
музыки и слов гимна. Нужна краткая песнь, которая силой звуков и магией
искусства сразу же объединила бы собравшихся в одном порыве, сразу бы настроила
всех на один высокий лад. Дух народа, обычно характерный для гимнов стран с
единообразным населением, должен в многонациональной России быть выражен
по-другому. И я с этим абсолютно согласна. То, что было понятно интеллигенту в
1917-м году, спустя сто лет не очень понятно и зря. Я бы прислушалась к этим
словам Брюсова. Мне кажется, что вариант Гречанинова и Бальмонта очень
нейтрален. Мне жаль, что этот гимн ушел.
Мария Князева:
Я сейчас внимательно послушала гимн
Советского Союза, и непонятно, почему практически полностью остался припев, с
одной заменой «дружных народов» на «братские народы». Почему? И второй вопрос –
почему в ходе анализа гимнов Советского Союза вы не упоминаете песню «Вставай, страна
огромная»?
Ирина Карацуба:
«Вставай, страна огромная» – это не
государственный гимн, это патриотическая песня. Так что, я ее не брала. Что
касается первого вопроса, то когда человек 40 лет переписывает одни и те же
слова, происходит просто замена старых слов. Это достаточно циничный вариант: одно
вынимаем, другое вставляем. Скорее всего, это идея укрепления государства.
Спасибо вам большое!