Либерализм в России: начало (эфир – 21.03.2017)

Страница Ясина

Анонс передачи «Выбор ясен»

Почему я поднял эту тему?

Во-первых, потому что сегодня на либерализм и либералов у нас принято ругаться, притом не систематическим исследованием, а мимоходом: обозвать и всё.
Во-вторых, на мой взгляд, выход России на простор её нового развития после нынешнего кризиса заключается как раз в том, чтобы перейти к либеральной политике: повысить роль рыночных отношений, расширить их границы. И в то же время осуществить правовые и политические реформы, которые дополнят рыночные отношения и изменят характер общества. И предыдущие три раза моих выступлений про либерализм имеют то же назначение – подчеркнуть важность либеральных идей для нас.

Хочу напомнить: либеральные идеи зародились в Европе где-то в XVII–XVIII веках и были тесно связаны с развитием рыночной экономики – капитализма. Шла смена иерархической организации общества (феодализм) к сетевой модели, ячейкой в которой был договор об обмене между двумя партнёрами. Отрицание абсолютизма, повышение роли парламента и вертикали органов самоуправления были важными сторонами развития нового общества.

Россия на всех этапах своей истории после Андрея Боголюбского и монгольского нашествия была страной феодальной, с низким уровнем торгового обмена. О разложении этой системы можно говорить только с Петра I и Екатерины II, а более серьёзно либеральные идеи стали проникать к нам реально только начиная со Сперанского и после победы над Наполеоном. Декабристы были движением, соединяющим идеи свободы (либерализм) и единства (социализм), если применять более поздние термины.

Потом появились западники и славянофилы, я бы никого из них не причислил к либералам, хотя к ним, скорее, относились западники. Впрочем, и некоторые славянофилы порой были сторонниками свободы.

Более чёткое идейно-политическое размежевание российского общества началось в период подготовки освобождения крестьян после Крымской войны: либералы, консерваторы из аристократии и правящих кругов, и сторонники справедливости, равенства, которые пока от либералов не отделялись. Но в этом вопросе в дискуссии от лица последних выступали Герцен, Чернышевский, Огарёв.

Конкретный момент. 1856 год, окончилась Крымская война. В этом же году великая княгиня Елена Павловна обратилась к начальнику хозяйственного управления в Правительстве Н.А. Милютину с просьбой подготовить предложения об освобождении крестьян в своём имении в селе Карловка Полтавской губернии. Милютин выполнил эту просьбу в октябре 1856-го года. Вскоре его записка была отвергнута императором Александром II как слишком радикальная (Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. 2011, с. 95).

Через 5 лет император подписал Положение об отмене крепостного права, которое было весьма близко по смыслу записке Милютина для Елены Павловны.

Я хотел бы отметить ряд людей кроме Милютина, кто стоял у истоков русского либерализма. Это Ланской, министр внутренних дел, который продвинул Милютин в свои заместители, а также Семёнов-Тяньшанский (последнее позже), Самарин, Черкасский, Унковский, Киселёв П.Д., который был организатором освобождения государственных крестьян ещё в 1840-х годах.

1 января 1864-го года было подписано Положение о Земской реформе, которая вводила начала местного самоуправления. В том же году – Судебная реформа, может быть самая радикальная в этой троице.

Либеральное движение в России развернулось. Но это было не непрерывно распространяющееся движение. Сопротивление консерваторов сверху. Стремление к ускорению всех реформ в уверенности, что царь не хочет двигаться дальше – это убеждение радикального слоя, Народной воли, будущих социалистов. Предстоял трудный путь.
Продолжение следует. До встречи,

Евгений Ясин

Анонс и комментарии на сайте радио «Эхо Москвы»

Стенограмма радиопередачи

 

Ведущая — Ольга Журавлева

О

Источник – радио «Эхо Москвы». 21.03.2017 
http://echo.msk.ru/programs/vyboryasen/

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий