Деньги назад. За госбюджет придётся отчитываться до его получения / Версия. 04.10.2010

Страница Ясина

Статья полностью 

В этом году Министерство финансов РФ впервые представило правительству проект федерального бюджета на 2011–2013 годы в новом формате. Он сформирован по так называемому программно-целевому принципу, то есть расходы каждого из ведомств аргументируются той целью, на которую он их собирается потратить. Что сулит новая методика российской экономике и отечественным чиновникам, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

До сих пор федеральный бюджет верстался по так называемому сметному принципу. Каждому ведомству отпускалась определённая сумма, которую оно и тратило по своему усмотрению, разумеется, готовя при этом пухлые отчёты. О том, что федеральный бюджет РФ будет впервые распределён по госпрограммам, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил ещё в мае сего года. Деньги будут выделять не по штатному расписанию, а согласно выполнению той или иной структурой конкретных бюджетных показателей. Кудрин объяснил это повышением эффективности бюджетных расходов. Дескать, эти меры призваны обеспечить более тесную увязку бюджетного планирования с мониторингом достижения заявленных целей.

По словам Кудрина, сейчас у нас «экспериментальный год, когда наряду с обычным бюджетом в информационном виде лежит бюджет в программном разрезе». В августе 2010 года Минфин и Минэкономразвития подготовили перечень госпрограмм, на основе которых в будущем будет формироваться федеральный бюджет, и их основные положения. Всего в общей сложности получилось 39 госпрограмм, разбитых по таким блокам, как образование, здравоохранение, ЖКХ, социальная поддержка, промышленность, экономическое регулирование, регулирование государственных финансов и так далее.

По словам ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, «этот проект министерство Кудрина лоббировало на протяжении нескольких лет, однако до последнего времени против стратегических инициатив Минфина выступали практически все федеральные ведомства и вице-премьеры». Очевидно, что новый принцип позволит увеличить аппаратный вес финансового ведомства, так как все долгосрочные целевые программы будут согласовываться именно в этом министерстве. Если в этом году на финансирование 73 целевых программ было предусмотрено не более 8% общих госрасходов (1,5 трлн рублей), то в 39 госпрограммах на 2011 год объединены 96,7% расходов казны – на 9,04 трлн рублей. Получается, что финансовый контроль Минфина возрастает на 92% – аж на 7,5 трлн рублей.

Из пояснительной записки следует, что тремя приоритетными направлениями для государства в следующем году будут развитие пенсионной системы, управление госдолгом и социальная поддержка граждан. При этом задачи в документе сформулированы весьма абстрактно: ведомства обещают снизить преступность и смертность, повысить уровень жизни и её продолжительность.

Самая дорогая госпрограмма – «Развитие пенсионной системы», за которую отвечает Минздравсоцразвития. Потратив 6,7 трлн рублей за три года, правительство собирается повысить средний размер трудовой пенсии к 2013 году до 9904 рублей. За ней следует минфиновская программа «Управление госфинансами и госдолгом» (3,541 трлн рублей). Замыкает тройку «лидеров» «Социальная поддержка граждан и доступная среда для лиц с ограниченными возможностями» (2,7 трлн рублей), за которую тоже отвечает Минздравсоцразвития. Рекордсмен по числу участников – госпрограмма «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения России»: в 2011 году по ней на жильё для своих сотрудников потратят 207,4 млрд рублей сразу 67 ведомств. Наибольшие аппетиты в этом отношении у Минобороны – 100,2 млрд рублей.

Впрочем, и в таком варианте бюджета остались сферы, неподвластные «целевому программированию». К ним относятся, например, расходы на Госдуму, Центризбирком, Счётную палату, а также все силовые структуры. Чемпионом по расходам в 2011 году, по словам Кудрина, стало Минобороны, что связано с закупкой французских вертолётоносцев «Мистраль» и технологий по их производству. Заявленная цифра при этом официально не называется. Впрочем, в 2012–2013 годах лидерство по расходам у Минобороны перехватывает МВД. Цена закона о полиции составит в 2011 году 84 млрд рублей, а в 2013-м – 132 млрд рублей.

По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, «нужно привязать деньги к целевым показателям, но беспокоят эти цели. Государство тратит деньги на повышение пенсий, но не завершает пенсионную реформу, наращивает расходы на оборону, не решая институциональных проблем, недостаточно внимания уделяет образованию и здравоохранению».

Игорь Дмитриев

Источник — Версия. 04.10.2010 
http://versia.ru/articles/2010/oct/04/proekt_federalnogo_budzheta_na_2011-2013

Источник:

Версия. 04.10.2010 
http://versia.ru/articles/2010/oct/04/proekt_federalnogo_budzheta_na_2011-2013

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий