Корпорация раздора. Правительству советуют учиться поднимать экономику без создания новых госкомпаний / Московские новости. 25.04.2012

Страница Ясина

Статья полностью

Автор – Александра Пономарева

Пока формируется правительство, эксперты попытались определить, какая экономическая политика нужна стране. Правительство не научилось управлять гигантскими расходами бюджета. И не пытается учиться, считает бывший министр финансов Алексей Кудрин. Он указал на попытку создания очередной мегакорпорации для развития Дальнего Востока и Сибири. Идти по этому пути нельзя, считает не понаслышке знакомый с работой госкорпораций Кудрин.

«Я не буду оригинален», – начал Кудрин свое выступление на «круглом столе» «Макроэкономика России» и рассказал о главной проблеме, которая стоит перед страной – наркотической зависимости от цен на энергоносители. Чтобы ее побороть, необходимы самоограничения в виде бюджетного правила, которое установит допустимый уровень расходов нефтяных денег. Напомним, что Минфин настаивает, чтобы «ценой отсечения» стала средняя цена на нефть за десять лет. Кудрин настроен решительнее: «Я могу с этим согласиться как с компромиссным вариантом. Но жизнь не будет средней. Нам нужно жить вокруг постоянной величины». Экс-министр предложил для начала взять цену за баррель, а потом индексировать ее в соответствии с инфляцией в США.

«Бюджетное правило – вещь важная, но, как в известной шутке, есть вещи поважнее», – ответил на это замминистра экономического развития Андрей Клепач. Цена на нефть и даже 0 за баррель будет означать сокращение расходов бюджета. Но тогда надо решить фундаментальный вопрос – как проводить модернизацию и при этом соблюсти бюджетное правило. Сам Клепач на него четкого ответа не знает. «Мы находимся в условиях, когда маневрировать сложно», – признал он.

Обязательств у правительства – и по социальным расходам, и по оборонным – сейчас больше, чем до кризиса. Новым двигателем экономического роста могла бы стать интеллектуальная экономика, производящая товары с высокой добавленной стоимостью. Для этого она должна занимать 20% ВВП, то есть вдвое больше, чем сейчас. Но как этого добиться, тоже непонятно. Реализация намеченных планов, по выражению Андрея Клепача, «погоды не сделает». Даже если авиастроение вырастет в два раза, оно будет составлять всего 0,6% ВВП. России нужно улучшать структуру экономики, поэтому жесткая бюджетная политика не лучший рецепт.

На Кудрина эти доводы не подействовали. Он посоветовал Минэкономразвития присоединиться к Минфину в борьбе за сокращение расходов. Тем более что выборы прошли и об этом можно говорить. «Если мы будем тратить триллионы на пенсии и оборонную программу, то тогда экономический блок будет зажат в углу и структурных реформ не провести», – уверен Кудрин.

С ним согласился и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. «Надо решиться развивать предпринимательскую активность. Но если вы не можете, признайте, что нельзя этого делать, потому что это создаст угрозу властной элите. Тогда расслабьтесь. Продолжайте вывозить капитал, стройте стадионы где-нибудь в Венеции», – заявил Ясин.

Возможность экономии в правительстве обсуждают, стал оправдываться Клепач. Авторы «Стратегии–2020» предложили бюджетный маневр по снижению расходов на оборону на 2% и повышению на образование, здравоохранение и науку на 4% ВВП. Но против выступают как раз соратники Кудрина из Минфина, которые предлагают нулевой баланс. То есть снизить оборонные и управленческие расходы на 2% и на столько же увеличить траты на людей. Само Минэкономразвития придерживается компромиссной позиции – минус 1,5% и плюс 3%. Кудрин настроен даже жестче, чем нынешний Минфин: «Моя модель – минус 4%, плюс 2%. И более того, я бы мог ее реализовать. Только для этого нужна поддержка общества. А на сегодня, похоже, власть не получила такого мандата и не имеет желания».

Сколько средств тратить на модернизацию экономики – не единственное разногласие между бывшим и действующим членом правительства. Не менее важный вопрос – как правильно потратить деньги. «За все эти годы мы даже не смогли построить нормальную магистраль Москва–Санкт-Петербург. Есть отдельные участки, но нормальной дороги нет. Фактически, как и во всем, что мы делаем, есть отдельные участки, а системы нет», – сказал Клепач.

С этим Кудрин согласился. И ситуация, по его мнению, становится только хуже. Законопроект о создании корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока, отдающий треть территории страны почти в полное распоряжение этой структуры, показывает, что правительство вновь решило пойти по неэффективному пути. «Я сначала не поверил, пока не увидел своими глазами внесенный Минэкономразвития на согласование в другие министерства законопроект. Я не верил, что этот закон может быть», – развел руками Кудрин. Такой подход перечеркивает все обещания по инвестиционному климату. Об обещанном Владимиром Путиным подъеме со 120-го на 20-е место в мире по условиям ведения бизнеса можно забыть.

«Мое личное мнение не как чиновника: может, это не самое лучшее решение. Но проблема в том, что другие попытки управлять крупными проектами, тем же строительством к Олимпиаде, не срабатывали», – попытался защитить инициативу Клепач. Но олимпийский пример Кудрина как раз не впечатлил. «Это касается нашего международного имиджа, поэтому я скажу очень мягко. Ни при каких обстоятельствах нельзя повторять опыт «Олимпстроя», – парировал экс-министр. Клепач предпочел ничего не отвечать.

Источник – Московские новости. 25.04.2012

http://mn.ru/business_economy/20120425/316446776.html

Поделиться ссылкой:
0

Добавить комментарий