Выгоды и издержки интеграции
Для экономик России, Украины, Белоруссии и Казахстана процесс интеграции можно расценить положительно. Он дает предпосылки для расширения свободы движения товаров, капитала и труда. Пакет подписанных соглашений предусматривает, что страны будут расширять свободу движения товаров, унифицируя таможенные правила, постепенно отказываясь от квот, таможенных барьеров во взаимной торговле. В качестве первого шага это должно на деле реализовать планы по формированию единого таможенного союза без исключений для нефти и газа.
Принципиально важны дальнейшие шаги, в том числе в плане либерализации движения капитала и в перспективе создание единого валютного пространства между Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном. Хотя о единой валюте говорить пока рано, поскольку не совсем понятны механизмы ее введения: будет ли эту роль выполнять российский рубль, что соответствует экономическому лидерству России и мощи Российского Центрального Банка, возникнет ли новая валюта, эмитируемая наднациональным объединенным банком, или дело ограничится некоторой «валютной змеей», согласованного движения национальных валют стран-участников. Ясно лишь то, что этим планам будут мешать как экономические, так и политические причины. Ведь это не первое соглашение об интеграции, подписанное главами государств СНГ. Но до сих пор к глубоким реальным изменениям в экономической политике они не приводили.
Любой процесс интеграции требует создания новых механизмов и институтов регулирования. И именно здесь возникают противоречия, зачастую имеющие политический характер. Одним из ключевых моментов перехода России и Белоруссии к единой валюте была возможность для российского бизнеса инвестировать средства в белорусскую экономику. Но президент Белоруссии Александр Лукашенко по-прежнему против прихода на белорусский рынок не только частных, но и государственных российских компаний. Тем самым Россия лишается важнейшего аргумента «за» переход к единой валюте. Поэтому и переговоры по этому вопросу уже долгое время не двигаются с мертвой точки.
Очевидно, что формирование единого экономического пространства приведет к определенным издержкам, к которым должны быть готовы как власти, так и общество.
Для российской экономики создание единого экономического пространства в первую очередь обернется повышением внутренних цен на энергоносители и расширением конкуренции с импортными товарами из стран-участниц. Ведь сейчас экспортные цены на российские энергоносители, в особенности газ, на порядок выше внутренних. Только в Белоруссию мы экспортируем газ практически по внутренним ценам и то, в рамках квоты Газпрома. Цены поднимать неизбежно придется, хотя это и ударит по карману как населения, так и энергоемких производств-экспортеров сырья. Впрочем, Правительство и так реализует план тарифной политики на ближайшие годы, который предусматривает существенное повышение внутренних тарифов на энергоносители (например, по газу почти в 1.6 раза к 2006 году долларовом выражении).
Следует также понимать и то, что выравнивание экономических условий, а в дальнейшем и создание единого валютного пространства в странах со столь разной экономикой потребует определенных финансовых вливаний, которые станут дополнительным, но хочется надеяться умеренным бременем для России. Кроме того, введение единой валюты зачастую приводит к удорожанию товаров и услуг. Это проявилось на примере переходе Европейского союза к евро. Именно боязнь повышения цен привела к тому, что большинство шведских граждан на недавнем референдуме высказались «против» присоединения Швеции к зоне евро.
В то же время российской экономике эта интеграция необходима. Ведь в последние годы мы фактически ушли с рынков Украины, Казахстана. И сейчас нам следует восстанавливать утраченные позиции. Поэтому люди должны не только иметь представление об издержках экономической интеграции, но и понимать, что в итоге она положительно скажется на развитии российского бизнеса, а соответственно и на повышении доходов населения.