Тупиковый путь призыва
К сожалению, негативные тенденции в армии нарастают, о чем свидетельствуют и недавно обнародованные данные Главной военной прокуратурой сведения о росте фактов неуставных отношений в российской армии. Количество пострадавших уже исчисляется несколькими дивизиями. И в этом, к сожалению, нет ничего удивительного. Причина – в системе комплектования российской армии и, конечно же, в безнаказанности. Призывники используются как дешевая бесплатная рабочая сила, иногда просто как рабы, и это при полном отсутствии каких бы то ни было правовых гарантий даже у контрактников, в том числе гарантий и защиты чести и достоинства. Нет никакого другого пути решения проблемы неуставных отношений в российской армии, кроме перехода к принципу комплектования на контрактной основе. Но в любом случае параллельно с этим следует усилить гражданский контроль над военной организацией.
Национальные интересы России требуют немедленного перехода к профессиональной армии. Реформа армии должна строиться на основе военной доктрины, которая предполагает четкое деление на «друзей» и «врагов». Правовые демократические государства на протяжении всей истории современной цивилизации не воевали друг с другом, чего нельзя сказать даже об «идейно близких» коммунистических режимах. Потенциальными друзьями демократической России являются любые демократические и правовые государства. Основной угрозой для современной России, как и для остального развитого мира, являются терроризм и поддерживающие его силы. Потенциальную опасность для нашей страны представляют тоталитарные режимы, грубо нарушающие права человека на своей территории и поддерживающие террор за пределами своих национальных границ. В будущем России, как и другим развитым государствам мира, могут угрожать государственные режимы, проповедующие агрессивную экспансию неприемлемой для цивилизованного мира идеологии.
Поэтому реформирование российской армии – одна из первоочередных задач. Прежде всего, необходимо ввести профессиональный принцип комлектования. На первом этапе реформы необходимо обеспечить следующее: снизить численность Вооруженных Сил с 1,2 млн. до 800 тыс. военнослужащих; обеспечить переход 400 тыс. военнослужащих на контрактный принцип службы; заменить призыв подготовкой резервистов в учебных центрах Министерства обороны в период с 2004 по 2006-2007 годы; установить денежное довольствие на уровне, превышающем среднюю заработную плату по стране; предоставить гражданство РФ военнослужащим-контрактникам из стран СНГ.
На втором этапе реформы необходимо вывести из состава Вооруженных сил организации невоенного характера; установить принцип открытости бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность для целей гражданского контроля; сформировать единую систему тылового обеспечения; оптимизировать расходы на военное образование и здравоохранение, ликвидировать дублирующие учреждения военного образования и здравоохранения; совершенствовать порядок закупок продукции и услуг для нужд Вооруженных сил путем внедрения тендерных процедур. Следует также существенно сократить многочисленные и небоеспособные мотопехотные и танковые части и приоритетно развивать стратегические ядерные силы и силы быстрого реагирования для разрешения локальных конфликтов.
Мы не только предлагаем экономически обоснованный вариант переустройства вооруженных сил. Уже сегодня мы работаем над искоренением самых ужасных пороков нашей армии – дедовщины и разгильдяйства. Совместно с Союзом Комитетов солдатских матерей «Союз правых сил» учредил общественный фонд «Нет дедовщине!». Мы финансируем работу адвокатов, и считаем, что уголовные дела об издевательствах необходимо доводить до суда. Законопроект, предлагающий реальный гражданский контроль над деятельностью военной организации, уже внесен в Государственную Думу. До тех пор, пока военные расходы будут закрыты, как в бюджете 2004 года, и до тех пор, пока не будет эффективной системы контроля общества над тем, что происходит в армии, за колючей проволокой или за забором, неуставные отношения, естественно, будут иметь место.