Причины национальной нетерпимости
Новый всплеск этнонациональных столкновений не стал сюрпризом для наблюдателей. Уже много лет достаточно проехать на электричке по ближнему Подмосковью и почитать надписи на стенах и заборах, чтобы понять: для всплеска национализма созрели все предпосылки. При этом вопрос о том, «против кого» вызревает «бунт», не столь принципиален: объектами агрессии становятся как «лица кавказской национальности», так и японские рестораны.
Этому есть несколько причин.
Во-первых, идеология интернационализма уже на закате советской власти теряла влияние и популярность, а с распадом СССР и вовсе сошла на нет. Ни общество, ни школа не прививали нынешним двадцатилетним иммунитет к национализму. То, что молодые люди наблюдали вокруг себя – нагнетание «боевого духа» во время двух чеченских войн и очевидный шовинистический оттенок в работе милиции – тоже подливали масла в огонь.
Во-вторых, отношение власти к проблеме национализма остается двойственным: существование радикальных националистов позволяет Кремлю эксплуатировать образ «единственного европейца». Как следствие, антишовинистическая пропаганда на федеральных телеканалах носит формальный характер и не способна разубедить общество, все активнее симпатизирующие националистам. Эффективное идеологическое противоядие у власти отсутствует, а попытки развенчать националистическую идеологию на понятном языке вроде фильма «Ширли-мырли» можно пересчитать по пальцам.
В-третьих, традиции межнационального диалога в России не укоренены. В отличие от «транзитных» стран, где коммуникация с представителями других наций является повседневным делом для любого обывателя, в России плохо знают иностранные языки, а уровень терпимости гораздо ниже, чем, например, в соседнем Киеве. Катализатором национальной нетерпимости выступает и постепенное сокращение удельного веса русского населения.
В-четвертых, сегодня в России (в отличие от той же Украины или Казахстана) отсутствует «национальная мечта», которая была бы способна объединять нацию. Вследствие этого национальное самоутверждение все чаще зиждется на маргинальных идеологических основаниях.
В-пятых, кризис либерально-космополитических ценностей сегодня характерен не только для России. Носитель прежнего либерального идеала – Соединенные Штаты Америки – переживают острый внутренний кризис. Гуантанамо или Абу-Грейп (равно как и этнические конфликты в Париже) лишь подтверждают картину мира, существующую сегодня у русских националистов. Внятной и привлекательной интернациональной альтернативы западный мир сегодня не предъявляет.