Косово как право и Сербия как страсть
Юридическая преамбула
Из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 г.
«Участвующие в настоящем Пакте государства, принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства, признавая, что согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами, принимая во внимание, что по Уставу Организации Объединенных Наций государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пакте, соглашаются о нижеследующих статьях.
ЧАСТЬ I. Статья 1:
1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».
(Повторено в Международном пакте о гражданских и политических правах. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. )
Уважаемый читатель! Осмелюсь напомнить тебе начало отечественного блокбастера «Турецкий гамбит». Из османского плена возвращается российский доброволец Эраст Фандорин. Он приехал волонтером на помощь участникам сербского национального восстания 1876 г. Кстати, это было первое восстание сербов против османского ига (албанцы и черногорцы вели партизанскую войну веками). В 1876 г. Сербия пользовалась широкой автономией в многонациональной и многоконфессиональной (самое толерантное религиозное законодательство в тогдашней Европе) Османской Порте, но восстала из сепаратистских побуждений. На помощь восставшим хлынули тысячи добровольцев из Российской империи. Восстание было подавлено, и тогда в пределы Порты вторглись российские и румынские войска, целью которых было выделение из состава Османской державы самопровозглашенных государств — Болгарии и Сербии.
63 года назад в ООН было примерно 50 членов-учредителей, включая Белоруссию и Украину (но исключая Германию и Японию). Сейчас их в четыре раза больше — 192. А 100 лет назад государств было совсем ничего: в целой Африке штуки три-четыре — Абиссиния, Египет (с пометкой «оккуп. Великобританией с 1882 г.»), Либерия, Судан («совм. влад. Англ. и Егип».). И все. Две суверенные бурские республики англичане задавили на рубеже веков.
Поскольку ни диаметр, ни площадь суши нашей планеты существенных изменений с тех пор не претерпели, надо полагать, что 140 государств образовались из первоначальных. Но каждый раз, как только международная система стабилизировалась, все правители начинали хлопотать, как бы не допустить создания новых государств. Это забавно и поучительно одновременно.
Есть право, которое в старину именовали божественным, а сейчас называют естественным. Право на жизнь, на свободу… право на свободу народов. Есть право, так сказать, «социальное», т.е. сохраняющее социум. Пример первого — свобода личности. Пример второго — неприкосновенность частной собственности («Проклят нарушающий межи ближнего своего»; Втор. 27, 17). Поэтому Авраам Линкольн нарушил неприкосновенность частной собственности южных рабовладельцев, а Александр II — российских помещиков-крепостников. Есть право на свободу наций, которые признавали два великих антагониста — Владимир Ленин и Вудро Вильсон. И есть право на целостность границ, которое требует серьезной мотивировки для отделения части государства (сецессии).
Государства, которые принимают приоритет «божественного» права над «государственным», наперегонки признают независимое Косово. «Государственники», в том числе полуимперии, вроде Испании и Российской Федерации (тут имперского 3/4), не говоря уже о Китае и Индонезии, дружно кричат: «Чур меня!».
В иерархии причин, считающихся уважительными для сецессии, на первом месте признают геноцид и этнические чистки, а на последнем — социально-экономические резоны, в том числе нежелание делиться ресурсами, «кормить» всю «великую державу». Так вот, с этой точки зрения, доводы косоваров в пользу независимости имеют наибольший вес, а доводы сторонников выхода РСФСР из СССР наименее основательны.
«Крупнейшая геополитическая катастрофа XX века» (таков в интерпретации Путина распад СССР), как известно, случилась по такой уважительной причине как нежелание российской партхозноменклатуры делиться богатствами «своих» недр и содержанием своих колбасных складов с населением остальных 14 братских республик. Путин1 и весь нынешний российский режим исторически легитимны, только пока российское общество принимает мотивы того, кстати, почти консенсусного, выбора лета 1990 года, когда начался «парад суверенитетов» и который заложил основы нынешних отечественных элит.
Я пытаюсь понять — почему косоваров считают хуже евреев? Никому (кроме кучки неисправимых арабских романтиков) не придет в голову настаивать на том, чтобы Израиль считался частью Сирии. Но тогда почему албанцам-косоварам, которые имеют куда большее этническое (потомки иллирийцев) и религиозное (мусульмане-сунниты) отличие от сербов — православных славян, чем отличие евреев от арабов, отказывают в праве на свое государство?
Признание Косово внесет в мир новый элемент неопределенности? Разумеется, но разве еще несколько десятилетий борьбы косоваров-албанцев за независимость, обрекающие на лихорадку все Южные Балканы, лучше? Нельзя вложить пасту в тюбик — нельзя заставить народ, испытавший этническую чистку, вернуться к покорной жизни в метрополии. (Чечня была усмирена только ценой полного отключения федерального центра от влияния на внутричеченские процессы формирования националистического режима, опирающегося на бывших партизан-сепаратистов.) Какие переговоры вынудят два миллиона албанцев-косоваров (свыше 90 процентов косовского населения) подчиниться Белграду? Какие доводы — воспоминания о Косовской битве 600-летней давности и князе Лазаре?
Отмечу главное — косовский кризис дал российской дипломатии дает уникальную возможность знаково размежеваться с Западом. Противостояние Российской империи (во всех ее реинкарнациях) и Европы нуждается в ценностном закреплении: с 1848 по 1917 годы — православная самодержавная монархия и либеральный конституционализм; с 1917 по 1990 годы — империализм и большевизм… Но что делать сейчас, когда у нас рынок и парламент и у них рынок и парламент? Все — за гражданское общество и демократию. Все — против международного терроризма. Из истории с бронзовым солдатом обоснования идеологического размежевания с Западом не вытянешь. Концепции о вековой западной русофобии — для изысканно-утонченных евразийцев.
И тут — о чудо! — нашлась четкая грань: они против Сербии, а мы — за! И теперь можно знаково разделиться с Западной Европой и Северной Америкой. Они за «естественное право», а мы — за «государственное, суверенное». Они — либералы, мы — консерваторы. Они нарушают международное право, а мы — защищаем.
Но тогда как быть с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем? Признать их — значит отказаться от излюбленного имперского консерватизма, повернуть к праву этносов. Так Европа Священного конгресса крепилась-крепилась, соблюдая принцип «легитимизма», но когда османские бушубузуки стали давить греческих сепаратистов, каменные сердца, растопленные Байроном, не выдержали, и самопровозглашенная родина европейской цивилизации Эллада получила независимость. А когда турецко-египетский флот был послан восстановить государственную целостность блистательной Порты, Россия и Англия осуществили «гуманитарную интервенцию» и оный флот решительно потопили. При этом очень отличился канонизированный ныне адмирал Ушаков.
Легендарное англосаксонское лицемерие (двойные стандарты) дает возможность выстроить следующую аргументацию: косоваров убивали в «промышленном количестве», и они выстрадали независимость, а вот раздел Грузии нельзя обосновать гуманитарными причинами, поскольку это не решает проблему сотен тысяч грузинских беженцев, а напротив, лишает их прав окончательно. А вот Смоленской площади теперь придется покрутиться, объясняя, почему она поддерживает создание сепаратистского анклава с мусульманским населением (Абхазия) против православной Грузии, но выступает за целостность православной Сербии — против сепаратистского анклава с мусульманским населением (Косово).
Я всегда поражался, почему Россия уже сто лет ввергает себя в один международный кризис за другим из-за Сербии. Осенью 1908 года Россия начала готовиться к общеевропейской войне (война с Австро-Венгрией по- другому кончиться не могла) из-за истерики сербов по поводу распространения на Боснию-Герцеговину австро-венгерской конституции (после 30 лет согласованной с Россией оккупации). В марте 1909 г. все было на грани. Удержал Столыпин. В июле 1914 года Столыпина уже не было, и война разразилась. В начале апреля 1941 года Сталин, грубо нарушив пакт Молотова — Риббентропа о разделе Европы, признал новую антигерманскую военную хунту в Белграде. В марте 1999 года, Ельцин буквально обрек Милошевича на конфронтацию с НАТО, внушив ему ложную надежду на безоговорочную военную и политическую поддержку, А в июне 1999-го Ельцин чуть не обрек на позорное окружение российских десантников, которые должны были с 13 июня высаживаться на захваченный Приштинский аэродром. И сейчас — демонстративная дипломатическая конфронтация с Западом…
У меня есть одно объяснение этому — для формирующегося русского этнонационального сознания, уже столетие уходящего от неоформленного донационального, имперского «агрегатного» состояния (вслед за Львом Гумилевым его принято называть суперэтносом), сербы стали образцом консолидированной этнонации, пылающей героическим патриотизмом (православные славяне, гордые и воинственные). А дальше — влюбленность в эталон. Безрассудная и жертвенная2.
Так перестроечная интеллигенция ровно 20 лет назад влюбилась в борьбу армян Нагорного Карабаха (жертвы преследования с грустными глазами), которые мирно — сперва! — восстали за свое национальное достоинство…
1 Путин вообще настоящий крот истории: например, он окончательно уничтожил «реакционную идею панславизма» — для начала среди прошлой зимы отключал нефть и газ белорусским братьям, а сейчас прямо угрожает ракетно-ядерным ударом полякам, чехам и украинцам.
2 Эта «кровь-любовь» часто выключалась: например, когда в эпоху Тито сербы были преуспевающими югославами, никакой страсти у русских они не вызывали, а еще раньше белоказаки, перешедшие к Гитлеру, в 1942-1944 гг. бестрепетной рукой уничтожали целые сербские деревни — за связь с «красными партизанами». Когда через несколько лет Сербия вступит в ЕС, то в России и не вспомнят о своей недавней влюбленности в эту «героическую страну». Как и сейчас никто не вспоминает, что еще двадцать лет назад болгары были «братушками».