Возможные эффекты новой упрощенной системы налогообложения малого бизнеса.

Листая прессу

Никто не станет отрицать необходимость помощи малому бизнесу. На первый взгляд кажется, что помощь не может быть чрезмерной. Однако всё познается в сравнении. «13 процентный налог — самый низкий подоходный налог в Европе». С этим утверждением никто не спорит. Также никто не думает, что подоходный налог — единственный, который уплачивает субъект предпринимательской деятельности.

По новой упрощенной системе налог в 6 процентов с оборота заменяет все налоги предпринимателя (за исключением пенсионных взносов) и в ДВА раза ниже самого низкого в Европе подоходного налога в 13 процентов. Для полной достоверности стоит упомянуть и второй налоговый режим в рамках упрощенной системы — 15 процентов от разницы между доходами и расходами. На первые два года действия этого упрощенного режима выбор оставлен за предпринимателем. Далее будет действовать только 15-ти процентный налог.

Нетрудно догадаться, к чему может привести такое положение вещей. Любой работающий, кроме государственных служащих, сможет зарегистрироваться предпринимателем и платить не 13, а всего 6 процентов от своего дохода. Очень скоро 13 процентов будут уплачивать только госслужащие со своей мизерной зарплаты, облагаемой ЕСН. Все, кто занят в негосударственном секторе, поголовно станут ПБОЮЛами, и почти никто из них не будет плательщиком ЕСН.

Другим очевидным эффектом станет измельчание хозяйствующих субъектов. При этом малым будет считаться предприятие с численностью работающих до 100 человек и годовым оборотом менее 15 млн. рублей. Современные технологии крайне редко требуют численность более ста работающих, поэтому по разным оценкам от 80 до 90 процентов малых предприятий перейдут на упрощенку и вмененку, и далее в ПБОЮЛы. К тому же малые предприятия на упрощенке станут неинтересными партнерами для средних и крупных предприятий, поскольку не будут являться плательщиками НДС, следовательно, опять начнется горизонтальное разделение экономики по принципу причастности к НДС.

Такие эксперименты уже были в недалеком прошлом. Изначально ПБОЮЛ был плательщиком НДС при условии дохода в 500 тыс. рублей в год, а юрлица — все без исключения. Поскольку предприниматели крайне редко переходили этот порог, то решили унификации ради освободить всех ПБОЮЛ от НДС. При этом начался процесс горизонтального расслоения экономических структур путем перехода юрлиц в ПБОЮЛы и построения цепочки от производителя до потребителя из одних неплательщиков НДС. Тогда решили дать возможность выбирать субъекту отношения с НДС: быть плательщиком или нет, но перегнули палку и всех сделали плательщиками с унизительной процедурой освобождения от НДС. Затем заявительный характер заменили на уведомительный, и не прошло полугода как новая напасть — освобождают от НДС,причем не по наличию юрлица, а по поводу «упрощения».

Поголовная ПБОЮЛизация и упрощенчество малых предприятий очевидно приведет к уменьшению сборов налогов. Предполагается, что рост числа субъектов малого бизнеса должен компенсировать потери бюджета. Элементарный подсчет показывает, что субъектов должно стать по крайней мере в два раза больше, причем в течение не более года. Иначе и резервы ЦБ кончатся, и налоги не увеличатся. Вот тогда законодатели, серьёзно сэкономившие на налогах, скажут слова Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» и безнаказанно переселятся в другие края.

Определенные «надежды» возлагаются на сообразительность иностранных инвесторов и предпринимателей. И это понятно, что при налоговой нагрузке в 6 процентов с оборота становится выгодным отмывать деньги в России. Например, чего стоит некоторой американской фирме заплатить некоторому ПБОЮЛу за «консультационные» услуги полмиллиона долларов в год. С них он заплатит 6 % налога по упрощенной системе, а затем, в соответствии с предварительной договоренностью, купит, например, компьютерную программу или недвижимость. При скромных запросах наших псевдопредпренимателей американский предприниматель отмоет свои денежки всего за 7-10 процентов. И нам что-то перепадет, и им ущерб нанесем. Такие методы применяются и сейчас, но теперь они примут повальный характер.

Подарок малому бизнесу в форме новых глав налогового кодекса аналогичен пачке стодолларовых купюр, брошенных в протянутую руку бомжа. Воспользоваться таким подарком невозможно без нанесения вреда себе и окружающим.

Источник: ИА «Альянс Медиа» по материалам «Экономика и Жизнь — Сибирь» (Красноярск)

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий