Возможные эффекты новой упрощенной системы налогообложения малого бизнеса.
Никто не станет отрицать необходимость помощи малому бизнесу. На первый взгляд кажется, что помощь не может быть чрезмерной. Однако всё познается в сравнении. «13 процентный налог — самый низкий подоходный налог в Европе». С этим утверждением никто не спорит. Также никто не думает, что подоходный налог — единственный, который уплачивает субъект предпринимательской деятельности.
По новой упрощенной системе налог в 6 процентов с оборота заменяет все налоги предпринимателя (за исключением пенсионных взносов) и в ДВА раза ниже самого низкого в Европе подоходного налога в 13 процентов. Для полной достоверности стоит упомянуть и второй налоговый режим в рамках упрощенной системы — 15 процентов от разницы между доходами и расходами. На первые два года действия этого упрощенного режима выбор оставлен за предпринимателем. Далее будет действовать только 15-ти процентный налог.
Нетрудно догадаться, к чему может привести такое положение вещей. Любой работающий, кроме государственных служащих, сможет зарегистрироваться предпринимателем и платить не 13, а всего 6 процентов от своего дохода. Очень скоро 13 процентов будут уплачивать только госслужащие со своей мизерной зарплаты, облагаемой ЕСН. Все, кто занят в негосударственном секторе, поголовно станут ПБОЮЛами, и почти никто из них не будет плательщиком ЕСН.
Другим очевидным эффектом станет измельчание хозяйствующих субъектов. При этом малым будет считаться предприятие с численностью работающих до 100 человек и годовым оборотом менее 15 млн. рублей. Современные технологии крайне редко требуют численность более ста работающих, поэтому по разным оценкам от 80 до 90 процентов малых предприятий перейдут на упрощенку и вмененку, и далее в ПБОЮЛы. К тому же малые предприятия на упрощенке станут неинтересными партнерами для средних и крупных предприятий, поскольку не будут являться плательщиками НДС, следовательно, опять начнется горизонтальное разделение экономики по принципу причастности к НДС.
Такие эксперименты уже были в недалеком прошлом. Изначально ПБОЮЛ был плательщиком НДС при условии дохода в 500 тыс. рублей в год, а юрлица — все без исключения. Поскольку предприниматели крайне редко переходили этот порог, то решили унификации ради освободить всех ПБОЮЛ от НДС. При этом начался процесс горизонтального расслоения экономических структур путем перехода юрлиц в ПБОЮЛы и построения цепочки от производителя до потребителя из одних неплательщиков НДС. Тогда решили дать возможность выбирать субъекту отношения с НДС: быть плательщиком или нет, но перегнули палку и всех сделали плательщиками с унизительной процедурой освобождения от НДС. Затем заявительный характер заменили на уведомительный, и не прошло полугода как новая напасть — освобождают от НДС,причем не по наличию юрлица, а по поводу «упрощения».
Поголовная ПБОЮЛизация и упрощенчество малых предприятий очевидно приведет к уменьшению сборов налогов. Предполагается, что рост числа субъектов малого бизнеса должен компенсировать потери бюджета. Элементарный подсчет показывает, что субъектов должно стать по крайней мере в два раза больше, причем в течение не более года. Иначе и резервы ЦБ кончатся, и налоги не увеличатся. Вот тогда законодатели, серьёзно сэкономившие на налогах, скажут слова Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» и безнаказанно переселятся в другие края.
Определенные «надежды» возлагаются на сообразительность иностранных инвесторов и предпринимателей. И это понятно, что при налоговой нагрузке в 6 процентов с оборота становится выгодным отмывать деньги в России. Например, чего стоит некоторой американской фирме заплатить некоторому ПБОЮЛу за «консультационные» услуги полмиллиона долларов в год. С них он заплатит 6 % налога по упрощенной системе, а затем, в соответствии с предварительной договоренностью, купит, например, компьютерную программу или недвижимость. При скромных запросах наших псевдопредпренимателей американский предприниматель отмоет свои денежки всего за 7-10 процентов. И нам что-то перепадет, и им ущерб нанесем. Такие методы применяются и сейчас, но теперь они примут повальный характер.
Подарок малому бизнесу в форме новых глав налогового кодекса аналогичен пачке стодолларовых купюр, брошенных в протянутую руку бомжа. Воспользоваться таким подарком невозможно без нанесения вреда себе и окружающим.
Источник: ИА «Альянс Медиа» по материалам «Экономика и Жизнь — Сибирь» (Красноярск)