Коррупция в высшей школе

Материалы Совета Фонда

В самой постановке вопроса о коррупции в системе высше­го образования нет ничего нового. В прессе неоднократно по­являлись материалы о взяточничестве при сдаче вступитель­ных экзаменов, о поборах со студентов при переходе с курса на курс, о черном рынке курсовых работ, дипломов и диссер­таций, о кумовстве и семейственности при назначении на дол­жности. Эти и многие другие обыденные факты вузовской жизни не только находят свое полное подтверждение в рассказах на­ших респондентов, но и, обогащенные неизвестными ранее живописными деталями, складываются в единую картину развито­го и рационально структурированного теневого рынка, пред­ставляющего собой весьма содержательный объект для науч­ного осмысления.

В нашу задачу не входило исследование нравственного вы­бора, перед которым оказывается вузовский преподаватель, чья официальная зарплата не дает возможности не только обеспе­чить сколько-нибудь достойный уровень жизни, но и просто прокормить семью. Однако мы сразу должны отметить, что в рассказах наших собеседников есть достаточно указаний и на то, что далеко не все вузовские работники вовлечены в тене­вые операции. «Есть отделения, где вступительные экзамены проводятся объективно, без взяток, без репетиторства. В об­щем-то, при условии принципиальности декана или завкафед­рой, это можно организовать», — замечает тридцатилетний пре­подаватель И.П. из города Иваново. Даже репетиторство, которое еще с советских времен представляет собой весьма распрост­раненный и прибыльный полулегальный бизнес, привлекает далеко не всех.

Вместе с тем в общественном мнении прочно утвердился и другой образ российской высшей школы. «Если говорить о той коррупции, с которой сталкивается каждый и чуть ли не ежеднев­но, то я считаю, что самое безнравственное, что у нас есть, — это система образования, — убежденно говорит москвичка Е.Л., начальник отдела одной из коммерческих структур. — Не слу­чайно все турфирмы говорят: мы живем за счет врачей и пре­подавателей. Куда это годится, когда студент приходит домой и рассказывает, сколько он должен дать преподавателю за за­чет, за экзамен». Ей вторит ростовчанин СМ., свидетельство которого тем более важно, что он сам работает в системе выс­шей школы. «Если преподавателям вузов не платить зарплату, — замечает он, — то они все равно будут ходить на работу, пото­му что источники финансирования посредством вымогательств и взяток неиссякаемые». Этот же респондент считает возмож­ным и еще более резкое суждение: «В вузовской системе я ра­ботаю почти пятнадцать лет и могу сказать, что около вось­мидесяти процентов всех преподавателей так или иначе нарушают существующее законодательство: здесь процветают незаконная предпринимательская деятельность, сокрытие доходов, вымо­гательство, взятки, злоупотребление служебным положением».

Мы располагаем и другими, довольно многочисленными свидетельствами того, что государственная система высшей школы представляет собой грандиозный теневой рынок, в операции которого, возможно, вовлечена весьма значительная часть ву­зовских работников России. Скажем сразу, что именно рынок в целом, а не личность на рынке является предметом нашего внимания. Свою задачу мы видим в том, чтобы выяснить, ка­ким образом этот рынок возникает, как он устроен и по каким общим правилам работает. Впрочем, вполне вероятно, что, от­ветив на эти вопросы, мы сумеем лучше понять и те мотивы, которыми руководствуются его операторы.

Самый первый и в то же время, быть может, самый глав­ный вопрос, который стоит перед нами, — это вопрос о том, рынок какого товара мы исследуем. Казалось бы, наиболее естественно было бы ответить, что система образования — это рынок знаний. Здесь человек за некоторую цену покупает (или получает бесплатно, если покупка оплачена из государствен­ного бюджета) необходимое ему количество знаний определенного

содержания и качества (16). Сертификатом, подтверждающим на­личие у человека знаний, полученных в вузе, является диплом. Диплом — документ денежный, своего рода капитал, в даль­нейшем он может стать важным фактором при определении цены данного работника на рынке труда.

Однако этот капитал — диплом государственного вуза — дано обрести не каждому. Ресурсы существующей государственной системы образования ограничены, спрос здесь значительно превышает предложение: налицо дефицит студенческих вакансий, оплаченных из бюджета, поэтому острая конкуренция разво­рачивается уже на первых этапах «гонки за дипломом». Но при конкуренции потребителей здесь, как и на всяком рынке де­фицита, практически отсутствует конкуренция производителей товара. Именно производители — в нашем случае работники вузов — диктуют законы, по которым живет рынок дефицита. Чтобы понять, кто в конце концов имеет наибольшие шансы победить в конкуренции и получить дефицитный диплом о высшем образовании, рассмотрим некоторые сегменты инте­ресующего нас рынка.

Поделиться ссылкой: