Кто есть кто

Материалы Совета Фонда

Немногие — всего 4% опрошенных — заявили, что у них есть собственный бизнес. В дальнейшем мы будем называть их предпринимателями. Гораздо больше (21%) в стране тех, кто испытывает желание заняться бизнесом, но по тем или иным причинам осуществить его пока не может, — они будут фигу­рировать у нас под условным именем ПРЕДпредпринимателей. Подавляющее же большинство не испытывает такого же­лания — назовем этих людей, составляющих 67% населения, НЕпредпринимателями. Респонденты, которые затрудняются ответить на данный вопрос — их всего 8%, — нас интересовать не будут.

Предметом нашего сравнительного анализа станут умонас­троения трех указанных групп, при этом — для полноты карти­ны — их отношение к коррупции и различным видам теневой Деятельности будет сопоставляться с соответствующими пока­зателями по населению в целом. Но предварить свой социоло­гический рассказ мы хотим все же краткой информацией о некоторых социально-демографических и других особеннос­тях этих групп, чтобы читатель с самого начала имел пред­ставление о той условной границе между большинством и мень­шинством российского общества, о которой говорилось выше.

В предпринимательской среде явно доминируют мужчины (их численность превышает здесь две трети). Несколько боль­ше их, чем женщин, и среди предпринимателей потенциаль­ных. Что касается НЕпредпринимателей, то у них соотноше­ние иное: 59% из них — женщины.

В составе непредпринимательского большинства свыше 42% составляют люди старше 55 лет, между тем как в рядах пред­принимателей их всего 8%, а среди ПРЕДпредпринимателей и того меньше (5%). Если в группах меньшинства преобладают люди, не перешагнувшие сорокалетний рубеж, то есть вошед­шие в сознательную жизнь в годы перестройки или после нее (среди предпринимателей таких две трети, а в составе ПРЕД­предпринимателей — три четверти), то непредпринимательское большинство в массе своей сформировалось при советской власти (доля тех, кто моложе 40 лет, не дотягивает здесь даже до тре­ти).

Среди НЕпредпринимателей 44% не имеют среднего обра­зования, между тем как в группах меньшинства процент та­ких людей в два раза ниже. Доля же людей с высшим и неза­конченным высшим образованием в составе тех, кто занят бизнесом или хотел бы им заняться (соответственно 33 и 22%), значительно больше, чем у тех, кто такого желания не испы­тывает (12%).

В группах меньшинства заметно представлены жители крупных городских центров (44% у предпринимателей и 49% у ПРЕД­предпринимателей), между тем как среди НЕпредпринимате­лей таких только 37%. В свою очередь, в составе последних более высокий процент не только жителей небольших горо­дов, но и селян.

Наконец, интересующие нас группы существенно различа­ются уровнем материального достатка. Среди тех, кого мы назвали НЕпредпринимателями, 44% заявили, что их денежных дохо­дов не хватает даже на питание. В составе потенциальных предпринимателей таких 27%, а среди предпринимателей ре­альных — 14%. Последняя цифра выглядит, впрочем, странной — нищий бизнесмен, с трудом зарабатывающий себе на хлеб, — это что-то из области фантастики. Но мы должны отдавать себе ясный отчет в том, что речь идет не о крупном, среднем или паже малом организованном бизнесе (руководители фирм — в силу своей относительной немногочисленности — в поле мас­совых социологических опросов обычно не попадают), но скорее об индивидуальном «низовом» предпринимательстве — мелкой торговле, челночном бизнесе, репетиторстве, бытовых услугах, прибыльной эксплуатации личных транспортных средств и т. п. Понятно, что доходность такого бизнеса может быть и крайне низкой (не исключено, впрочем, что «нищие» бизнесмены просто опасаются открыто говорить о своем реальном уровне жизни из-за его несоответствия их официальным заработкам).

Однако на фоне других опрошенных (включая и ПРЕДпредпринимателей) наши бизнесмены все же заметно выделяются уровнем достатка. Среди предпринимателей довольно высок процент тех, кому хватает денег и на питание, и на одежду, и на покупку вещей длительного пользования: таких здесь больше трети, между тем как в рядах ПРЕДпредпринимателей — по­чти в десять раз меньше (всего 4%). Естественно, что эти раз­личия проявляются и в образе жизни: 40% «низовых» бизнес­менов в последние годы могли позволить себе отдых на курортах России, Украины или дальнего зарубежья, в то время как у потенциальных предпринимателей этот показатель составляет лишь 13%, а у НЕпредпринимателей он и того ниже — 6%.

Знание этих различий создает хорошие стартовые возмож­ности для того, чтобы выявить и понять отношение каждой из интересующих нас групп к коррупции и теневой экономике.

Поделиться ссылкой: