Левые
Политический союз Е. Примакова и Ю. Лужкова, заключенный ими в преддверии парламентских выборов, слабо соотносится с тем, как их тогдашние потенциальные избиратели воспринимали постсоветскую теневую реальность и как к ней приспосабливались. Мы видели, что сторонники московского мэра в данном отношении близки к сторонникам правых лидеров. Что касается симпатизирующих Примакову, то они примыкают к левым, поддерживающим Зюганова.
Это не покажется странным, если учесть, что зюгановцы и примаковцы не очень отличаются друг от друга возрастом (среди тех и других очень высок процент пожилых людей) и очень близки самооценкой своего материального положения — чрезвычайно низкой. Правда, среди примаковцев заметно выше процент жителей крупных городов (в данном отношении они примыкают к правым) и людей с высшим образованием (хотя процент этот и ниже, чем у правых). Эти различия не могли не сказаться на восприятии интересующих нас жизненных сюжетов, но взаимопритяжение избирателей двух лидеров все же несопоставимо сильнее, чем их взаимоотталкивание. Мы предположили, что левые, в отличие от правых, унаследовали от советского прошлого прежде всего его официальные нормы (идеологические или моральные), а не теневые отклонения от них. И это предположение в значительной степени подтвердилось. В составе примаковцев и зюгановцев заметно меньше доля людей, готовых проголосовать за криминального авторитета (соответственно 30 и 32%) или непосредственно участвовать в теневой деятельности (18 и 25%), тогда как у правых максимальные показатели в полтора-два раза выше Нечто похожее наблюдается и в отношении левых к неуплате налогов. Так, самый популярный способ сокрытия доходов (получение денег в обход платежной ведомости) вызывал одобрение или понимание у 34% сторонников Зюганова и 40% сторонников Примакова, между тем как у правых совокупная численность «одобряющих» и «понимающих» порой превышает две трети.
Нетрудно заметить, однако, что и в рядах левых немало людей от теневых соблазнов не защищенных. Это дает нам право предположить, что и те, кто такие соблазны отвергает, руководствуются не только идеологическими и моральными ограничителями, унаследованными от советской эпохи. Способность противостоять искушению обнаруживается лишь тогда, когда появляется само искушение, — об этом мы подробно говорили в предыдущей главе, анализируя взаимосвязь жизненных ценностей и экономических интересов. Между тем нынешние российские левые тем-то и отличаются от правых, что жизнь их, как правило, не искушает и искушать не может: многие из них находятся в таком возрасте (среди зюгановцев пенсионеры составляют больше половины, а среди примаковцев — около 40%), когда самим им рассчитывать на сокрытие доходов и иную теневую деятельность не приходится. Возможно, законопослушных идеалистов и этических максималистов в их среде больше, чем у правых, но нельзя исключать и того, что многие из протестующих в наши дни против постсоветской нелегальщины при советском порядке чувствовали себя комфортно именно потому, что порядок этот, наряду с официальной составляющей, имел и составляющую теневую.
Если правые делают ставку прежде всего на сохранение или расширение неупорядоченной свободы, то левые, не имея, как правило, возможностей воспользоваться ею, должны, по логике вещей, уповать на обеспечение порядка. Какой же порядок они хотели бы видеть в России, и какие средства считают наиболее подходящими, чтобы его обеспечить?
Вряд ли кого-то удивит непопулярность в их глазах идеи обуздания коррупции и теневого бизнеса посредством либерализации российской экономики; идею эту поддерживали 11% зюгановцев и 17% примаковцев, что в два-три раза меньше, чем мы наблюдали у правых. В свою очередь, доля «авторитаристов», выступающих за чрезвычайные законы и диктатуру, здесь в полтора-два раза больше, чем у правых (32% зюгановцев и 28% примаковцев). Эти цифры позволяют говорить о повышенной предрасположенности левых к реставрации диктаторского политического режима в прежней (коммунистической) или какой-то обновленной форме. Но все же такие настроения здесь не преобладают. Если «либерализаторов» среди зюгановцев и примаковцев намного меньше, чем «авторитаристов», то «стабилизаторов», считающих, что для обуздания криминально-теневой стихии достаточно обеспечить соблюдение действующих законов, значительно больше (по 41%).
Это значит, что морально-репрессивный тип сознания, консолидирующий левых, существует здесь в двух разновидностях — радикальной и умеренной, причем вторая разновидность проявляется рельефнее, чем первая, хотя и первая представлена в умонастроениях левых гораздо заметнее, чем у правых. Это означает также, что и лидер КПРФ, и бывший российский премьер олицетворяют в глазах многих их сторонников не столько возврат в прошлое, сколько своего рода компромисс между прошлым и настоящим. Те и другие мечтают о ликвидации разрыва между официальной нормой и теневой практикой, норма же может иметься в виду как прежняя, так и нынешняя. Однако политических фигур, персонифицирующих бескомпромиссное утверждение нынешней нормы, в постсоветской истории пока не было (Путин, повторим, ко времени нашего опроса не успел стать даже премьером). Поэтому символические образы рыцарей порядка левые скорее всего ищут и находят в советской эпохе: или в опыте чрезвычайщины, олицетворением которого является Сталин, или в андроповской попытке очищения брежневского «развитого социализма» от коррупционно-теневых наростов — попытке, которая не успела захлебнуться в короткие месяцы правления Андропова и потому многими до сих пор идеализируется.
Любое административное наступление власти на коррупцию и теневую экономику, если оно начнется, в рядах левых найдет, безусловно, более сочувственный и благодарный отклик чем у правых. Потому что это будет наступлением не столько на них, сколько на других. Воспринимают ли, однако, Зюганова и Примакова как лидеров, способных возглавить такое наступление и успешно осуществить его? На первого надежды в этом отношении возлагают 46% его сторонников, на второго — 41%. Это больше, чем у правых, но не настолько, чтобы утверждать: левые, мол, уже нашли преемников на роль Андропова и верят, что эта роль их лидерам по плечу. И вовсе не случайно, наверное, появление на политической сцене Путина очень скоро вызвало массовый отток к нему левых избирателей, как не случайно и то, что среди примаковцев перебежчиков оказалось намного больше, чем среди зюгановцев. Ведь Примаков, в отличие от Зюганова, олицетворяет компромисс между коммунистическим прошлым и посткоммунистическим настоящим в пользу настоящего, а не прошлого, за ним идут люди, большинство которых реанимация коммунизма ни в старом, ни в обновленном виде не вдохновляет. Поэтому бывшему премьеру перед выборами было гораздо труднее, чем коммунистическому лидеру, конкурировать с премьером действовавшим, сделавшим ставку на некоммунистический порядок и демонстрировавшим решимость в его наведении — пусть даже и в локальном чеченском масштабе.