МЕЖДУ МОРАЛЬЮ И ПРАВОМ (теневое и антитеневое сознание россиян в количественном измерении)

Материалы Совета Фонда

До сих пор у нас речь шла об особенностях современной теневой практики, в которую вовлечены отдельные люди и группы населения, и об обстоятельствах, которые такому вовлечению способствуют. О том, как много людей включены в коррупционно-теневые связи или предрасположены к ним, пока не го­ворилось. Теперь нам предстоит обратить внимание и на эту сторону дела.

Как уже отмечалось во введении к книге, проект «Теневая Россия» предусматривал проведение — по интересующей нас тематике — массового опроса населения России. Замышляя его, мы, разумеется, отдавали себе ясный отчет в сложности и но­визне задачи: до последнего времени в ходе массовых опро­сов социологи не решались обращаться к коррупционно-теневым сюжетам, не без оснований полагая, что объективную информацию о своем теневом поведении и даже теневых на­мерениях многие люди вряд ли решатся предать гласности. Ниже читатель увидит, как мы пытались — с помощью прямых и кос­венных вопросов — эту задачу решить. Упреждая изложение полученных данных, считаем нужным отметить, что не рас­сматриваем их как полную и точную картину реальности,  Но — лишь как первое приближение к ней.

Главное, что нас интересовало с ходе исследования, — это насколько в современном российском обществе распространены различные типы сознания: юридически-правовой, неправовой (коррупционно-теневой) и доправовой (морально-репрессивный). При этом мы намеревались выяснить не только то, в каких пропорциях эти типы сознания представлены в обществе, но и то, как они соотносятся с причастностью или непричастнос­тью людей к самостоятельному бизнесу, с установкой на заня­тие предпринимательством (1). Такой ракурс кажется нам актуальным и интересным уже потому, что от менталитета бизнесменов (и их резерва — бизнесменов потенциальных) в значительной степени зависит не только современное состоя­ние общества, но и вектор его развития, а также обществен­ная готовность к соблюдению законов. Уместно напомнить, что речь идет о стране, успевшей за долгие десятилетия советской власти забыть, что такое легальная частная инициатива в эко­номике, но — вместе с тем — имеющей богатый опыт теневых экономических отношений в условиях, когда такая инициати­ва запрещена.

Вот почему мы рассчитывали, что интересующие нас типы сознания должны соотноситься с ориентацией на занятие биз­несом либо с отсутствием таковой. Полученные цифровые данные это подтвердили, как, впрочем, подтвердили это и углублен­ные интервью, которые мы будем использовать и в данном разделе, комментируя количественные выкладки. Такое использование тем более оправданно, что интервьюируемым предлагалось ответить на многие из тех вопросов, которые задавались рес­пондентам в ходе массового всероссийского опроса.

Задумывая исследование, мы предполагали существование глубоких и принципиальных мировоззренческих различий между людьми, которые уже имеют или хотели бы иметь свой биз­нес, и теми, кто никакого собственного дела не имеет и иметь не хочет. Очевидно, что мировоззрение человека – особенно человека взрослого, зрелого — часто не поспевает и даже не стремится поспевать за политическими и социальными изме­нениями. Именно поэтому мы посчитали, что при движении от эпохи, когда легальный частный бизнес был запрещен и его фактически не было, к эпохе, когда он вполне легализован и для многих становится привлекательным, условная граница между непредпринимательским и предпринимательским мировоззре­нием неизбежно должна проходить также и между поколения­ми. Полученные нами данные это тоже подтвердили. Более того, различия оказались даже глубже, чем мы предполагали, и од­ними только возрастными особенностями они не исчерпыва­ются.

Поделиться ссылкой: