На перепутье (вместо заключения или вместо начала)
Информация о настроениях населения, полученная нами до выборов, позволяет, зная их результаты, точнее оценить послевыборное состояние массового сознания. В марте 2000 года страна размежевалась по своим политическим предпочтениям на два основных сегмента; люди, входившие в первый из них, отдали свои голоса Путину, а входившие во второй — Зюганову. Те и другие голосовали за упорядочивание разворошенной и криминализированной в годы ельцинского правления российской жизни, но при этом сам порядок понимался по-разному: у одних он ассоциировался с коммунистическим прошлым (быть может, обновленным), у других — с улучшенным настоящим. Однако суть размежевания к идеологическим различиям вовсе не сводится, о чем и свидетельствуют полученные нами данные. За результатами голосования обнаруживается гораздо более сложная картина — не двух отделенных друг от друга сегментов, а взаимопересекающихся ментальных кругов.
Мы видели, что в среде левых избирателей, отдавших свои голоса Зюганову, доминирует морально-репрессивный тип сознания в его радикальной (карательно-диктаторской) или более умеренной разновидности. Вопрос о сочетании порядка с экономической свободой здесь, как правило, не встает и не проблематизируется. Но ведь люди с такой ментальностью составляют и значительную, если не преобладающую, часть сборного некоммунистического электората Путина — прежде всего мы имеем в виду отошедших к нему левых примаковцев и уповающих на генеральский порядок бывших сторонников Степашина. Вместе с тем Путина поддержали и многие правые избиратели, ставящие во главу угла не порядок, ассоциирующийся у них с репрессивным прошлым, а свободу, в том числее и теневой экономической деятельности. Все это, взятое в совокупности, создает весьма своеобразную ситуацию во взаимооотношениях власти и общества, когда большинство второго, включая его коммунистическую часть, ждет от первой административно-полицейского наступления на коррупцию и теневой бизнес, а меньшинство или опасается такого наступления, или полагает, что оно его интересов не затронет, или надеется, что оно будет осуществляться не карательными, а экономико-правовыми способами, расширяющими пространство легальной свободы.
Начавшееся при новом президенте радикальное реформирование налогового законодательства свидетельствует о том, что экономико-правовые меры признаны приоритетными. Однако это не снимает с исторической повестки дня вопрос о соответствии действий властей ожиданиям общественного большинства, в котором преобладает морально-репрессивный, доправовой тип сознания. По данным некоторых опросов, плоская шкала налогообложения, уравнивающая налогоплательщиков независимо от их доходов, вызвала в этом большинстве неодобрение еще до того, как новый закон начал действовать. В коррупционно-теневом обществе, где доминируют люди левой и «генеральской» ориентации со свойственными им полицейскими установками, власти, какой бы она ни была, очень трудно устоять перед господствующими настроениями. Но если эти настроения таковы, как в современной России, то любые попытки опереться на них в борьбе с коррупцией и теневой экономикой будут равнозначны неоднократно испробованному страной движению в исторический тупик — разумеется, при исходном желании сделать как лучше.
Левые и «генеральские» избиратели ориентируются или на обновленный «развитой социализм», или на бюрократический капитализм, но — не в нынешнем его виде, а в упорядоченном с помощью чрезвычайных законов и диктатуры либо посредством жесткого контроля за соблюдением действующих юридических норм. Однако ни «развитой социализм», ни сменивший его бюрократический капитализм очистить от коррупции и прочего криминала невозможно; до тех пор, пока государство сращено с бизнесом, наступление на теневую экономику будет наступлением на собственную тень — в буквальном, а не переносном смысле слова.
Российское общество, включая значительную часть правых, эту простую истину все еще не осознало. Поэтому и среди правых тон пока задают «стабилизаторы», уповающие на то, что соблюдение действующих сегодня законодательных норм можно обеспечить — достаточно лишь сильно захотеть. А раз так, то не исключено, что нам придется все же присутствовать при попытке бюрократического капитализма выскочить из собственной кожи (или из собственной тени). Возможно, это выразится в очередной кампании против крупного (и не очень крупного) частного капитала, которая будет вестись под патронажем бюрократии, в нынешнем ее состоянии подходящей на роль правового субъекта еще меньше, чем третируемые ею «олигархи». Поэтому вряд ли такая попытка станет более успешной, чем андроповские опыты очищения «развитого социализма». Она приведет лишь к тому, что коррупционеры и теневики станут изощреннее и на первые роли выдвинутся те из них, кто или способен работать в зоне больших рисков, или, напротив, сумеет обеспечить себе надежную политическую «крышу». Соответственно, возрастут и ставки: и страхование риска, и политическое прикрытие — вещи дорогостоящие. Что касается наших «правых из народа», то их теневые соблазны будут подавлены без какой-либо легальной компенсации. И тогда, быть может, «либерализаторов» в их рядах станет больше, чем сейчас, хотя и теперь процент их здесь выше, чем в других электоральных сегментах российского общества.
Наступление на коррупцию и теневой бизнес в современной России может быть успешным только в том случае, если оно будет вестись одновременно на двух стратегических направлениях. Во-первых (и это главное), бизнес как деятельность частных лиц должен последовательно и целенаправленно отделяться от государства, предназначенного для выполнения общих функций; в противном случае государственная служба как была, так и останется объектом постоянной теневой приватизации или, попросту говоря, коррупции. Во-вторых, очищение власти от коррупционеров не должно быть самоцелью а должно способствовать приведению государства в соответствие с его особым предназначением выразителя и защитника того, что со времен Платона и Аристотеля зовется общим благом. Именно выразителя и защитника, а не привилегированного торговца общественными благами и конституционными правами. Не будет этого — не будет и готовности граждан содержать власть, не будет добросовестных налогоплательщиков, а будет то, что мы наблюдаем сегодня и что наш опрос зафиксировал — в первом приближении — в количественных показателях.
Чтобы привыкнуть к совершенно новому для россиян положению людей, содержащих на свои средства государство в обмен на услуги, которые оно им предоставляет, надо, чтобы были сами услуги, и желательно высокого качества. Если их нет или их качество сомнительно, то делиться с властью своими доходами захотят лишь те, кому делиться нечем, имея в виду не себя, а других. Остальные предпочтут власть обманывать, оправдывая себя тем, что она, власть, и есть главный обманщик, вести с которым честную игру могут лишь дураки. Не принимая всего этого в расчет, борьбу с коррупцией и теневым бизнесом начинать бессмысленно. Можно, конечно, попробовать лечить бюрократический капитализм бюрократическими или авторитарно-бюрократическими методами. Но единственным позитивным результатом такой пробы станет негативный опыт, который, не исключено, поможет обществу изжить, наконец, иллюзии доправового морально-репрессивного сознания и понять, что природу вещей перехитрить нельзя.
———————-
(1) Опрос проведен Центром совместно с Институтом социологического анализа на базе ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке в 83 городских населенных пунктах и сельских районах страны в августе 1999 года. Были опрошены 1600 человек.
(2) Данные о том, как население оценивает степень коррумпированности различных организаций и учреждений, см. в приложении к основному тексту главы (табл. 16, с. 292).
(3) Известно, что доправовое (морально-репрессивное) сознание имеет своим истоком не городской, а сельский жизненный уклад. Однако применительно к современной России эта истина подтверждается лишь частично. Мы сталкиваемся здесь с чрезвычайно интересным, разрушающим культурологические стереотипы явлением. С одной стороны, репрессивные установки распространены в современной российской деревне шире, чем в городе: скажем, сторонники диктаторских методов среди наших сельских респондентов составляют 27%, а среди жителей городов — 21%. В свою очередь, «либерализаторов» в деревне совсем немного — всего 14%, между тем как в городах их доля в полтора с лишним раза больше. Однако — с другой стороны — моральная составляющая этого типа сознания в постсоветской деревне, вопреки всем теоретическим и литературно-публицистическим почвенническим канонам, появляется слабее, чем в городе. Так, за криминального кандидата на тех или иных уровнях готовы проголосовать 43% сельских жителей, а не готовы – 41 %, между тем как среди горожан соответствующие показатели составляют 36 и 48%. Примерно такие же пропорции обнаруживаются и в ответах на вопрос о готовности лично соучаствовать в деятельности теневиков на рабочем месте. Понятно, что эти и другие цифровые данные нуждаются в детальном анализе, который, в свою очередь, требует проведения дополнительных эмпирических исследований. Однако уже сейчас у нас есть основания предположить, что в повышенной предрасположенности сельских жителей к теневому патернализму руководителей и собственной теневой деятельности проявляется позитивная реакция на ту теневую кооперацию — прошлую и нынешнюю — между коллективными и личными крестьянскими хозяйствами, о которой говорилось в первой главе книги. Но если так, то и за коммунистов деревня голосует охотнее, чем город, не потому, что привержена идеологии и морали советской эпохи, а потому, что возможности теневой кооперации, имевшие место в брежневскую эпоху, кажутся деревенским жителям более благоприятными, чем нынешние. Не исключено, что и сельская повышенная репрессивность имеет своим истоком это недовольство сужением теневых возможностей старого типа при недостаточной компенсации возможностями новыми. Нельзя исключать и того, что репрессивные установки сельских жителей объясняются недовольством переменами, происшедшими в городе и негативно повлиявшими на деревенский жизненный уклад. Однако все это, повторим, всего лишь предположения, требующие проверки.
(4) Это, кажется, начинают понимать и представители русского национализма — единственного, пожалуй, идеологического течения, которое может претендовать (по крайней мере, теоретически) на воспроизведение в обновленной форме старой державной мифологии. Во всяком случае наметившееся в их рядах размежевание весьма показательно. Среди них появились люди (прежде всего мы имеем в виду А. Севастьянова), признающие исчерпанность державно-имперской политической и идеологической отечественной традиции и открыто порывающие с ней. В противовес ей выдвигается идея русского государства-нации и русского капитализма, то есть капитализма с подчеркнуто этнической окраской. Мы не ставим перед собой задачу детального критического разбора этой концепции; она заслуживает отдельного разговора. Здесь же достаточно отметить, что ключевой вопрос о взаимоотношениях государства и бизнеса в данном случае даже не ставится, а это значит, что в проекте русского капитализма сохраняются содержательные предпосылки для эволюции в направлении отвергаемого традиционализма.
(5) Учитывая, что численность респондентов в трех электоральных группах из восьми, анализируемых в статье, во время опроса не достигала статически значимой нормы, мы избегали фиксировать обнаруженные в этих группах тенденции в процентных показателях. Вместе с тем группы эти достаточно представительны, чтобы судить о самих тенденциях.
(6) Эти данные получены из ответов на вопрос: «Что, на ваш взгляд, должен в первую очередь делать будущий президент России в сфере межнациональных отношений?». Респондент мог выбрать один из следующих вариантов ответа: «Отстаивать интересы русских»; «Защищать интересы малых народов»; защищать интересы всех граждан независимо от их национальности».