Рынок экзаменов

Материалы Совета Фонда

Расходы, связанные с вступительными экзаменами, далеко не исчерпывают общую сумму издержек, которые человек не­сет на пути к обретению диплома. Абитуриент, ставший сту­дентом, не уходит с рынка и не перестает платить. Вернее, ему не дают уйти. Как это происходит, рассказывает уже хорошо знакомый нам Д., окончивший институт совсем недавно:

«После того как человек поступил в институт, у него уже появляется выбор: либо учиться, либо платить. То есть в принципе можно платить за все экзамены, зачеты, пересдачи. Но тут, если ты знаешь предмет, то тебя уже не валят, как на приемных, чтобы взять с тебя деньги. Или я могу подойти к своему одно­курснику, у которого отец работает в институте, и попросить, чтобы он за меня замолвил словечко. Его отец ставит мне нор­мальную оценку, а я ему как бы в знак благодарности дарю бутылку коньяка. Но это у нас взяткой никто не называл и не считал. Это уже «благодарность», другая форма. Разница, в ча­стности, в том, что подарить тот же коньяк — это нормально. Потом при общении с этим профессором у меня не возникает какого-то барьера, неловкости. Если ты давал взятку, там все-таки есть какая-то двусмысленность потом в человеческом плане. Кроме того, благодарность примет практически любой, а взятки берут не все. Взяточники в институте, в принципе, всем изве­стны. Скажем, экзамен принимают пять преподавателей. Из них, как правило, один или два — это люди старой закалки, кото­рые будут ходить в рваных штанах, но денег у тебя не возьмут. Таким наплевать, чей ты сын, они все равно поставят тебе тот балл, которого ты заслуживаешь. Даже если ректору надо, чтобы какому-то студенту поставили «пять», он не будет к такому принципиальному преподу обращаться, а попросит кого-то из более гибких. Тем более простой студент, конечно, такому деньги не понесет, а передаст их кому-то, про кого известно, что тот неравнодушен к деньгам».

Не беремся судить, насколько часто встречается столь ши­рокое разнообразие взаимоотношений между студентами и преподавателями на внутривузовском теневом рынке (назовем этот сегмент «рынком экзаменов»). Во всяком случае, полученная нами информация свидетельствует о том, что бывает и по-другому, когда выбор «учиться либо платить» студенту не предоставля­ется: платить приходится всем. «За сессию для студентов объяв­ляется прейскурант, — рассказывает двадцатидвухлетний рос­товский студент А. — Сами преподаватели об этом не говорят напрямую, но всегда находятся такие студенты (или лаборан­ты кафедр), которые начинают агитировать остальных студен­тов, чтобы они скидывались деньгами. Мой знакомый занятия практически не посещает… но сессии сдает успешно, потому что всегда платит. Можно, конечно и не платить, но в таком случае вас поставят в такое положение, что придется запла­тить. Например, начинают гонять по всему предмету и цеп­ляться, придираться к каждой мелочи. А потом начинают го­ворить, что вы не сдали предмет и переносят вам пересдачу после сессии. А кому это надо, ведь два несданных предмета -повод к отчислению».

Как видим, «гонка за дипломом» и в стенах вуза может про­должаться в условиях жесткой конкуренции претендентов: не­платежеспособные выбывают, порой их попросту выталкива­ют с рынка. Впрочем, само понятие о платежеспособности не всегда напрямую связано с деньгами. Платежным средством могут быть также взаимоуслуги операторов теневых рынков (необходимость получить место в детском саду для сына мо­жет заставить вузовского преподавателя ставить положитель­ную оценку ребенку детсадовского начальства) или наличие у потребителя значительного административного капитала. «У меня студентом был сын нашего министерского начальства, — рас­сказывает Л.Д. — Такой тихий, приглуповатый мальчик. Так перед каждым экзаменом являлся гонец из ректората с предупреж­дением, чтобы быть с ним помягче. Слава богу, он у меня хоть как-то тянул, а то, боюсь, были бы у меня проблемы с ректо­ром» (19). И все же, насколько можно судить по полученной нами ин­формации, «рынок экзаменов» несколько отличается от «рын­ка зачислений». Тут нет конкуренции; каждый преподаватель здесь — монополист, чьи аппетиты ограничены лишь плате­жеспособностью студентов. На этом рынке оперируют, в ос­новном, индивидуальные, некооперированные коррупционеры. Однако в принципе кооперация возможна и на этом рынке, и в ходе некоторых операций она уже складывается. «Относительно неплохие возможности левого заработка в деканате, — знако­мит нас с еще одной подробностью внутривузовской теневой повседневности ивановский преподаватель И.П. — Там всегда есть пространство для маневра. Каким числом, скажем, закрыть студенту сессию, оформить сдачу экзамена, выписать направ­ление на зачет? От этого многое зависит. Он может уложиться в сессию и потом полгода получать стипендию, либо сидеть следующий семестр и лапу сосать. Некоторые студенты, обычно заочники, состоятельные или даже живущие в других городах,проплачивают деканатским работникам или дарят им какие-то подарки, а те уже сами договариваются с преподавателями, чтобы их подопечным поставили зачеты и экзамены».

Не исключено также, что существует кооперация и между отдельными преподавателями: ведь не только ректору, но и многим из них приходится оплачивать услуги нужных людей «со сто­роны», ставя завышенные оценки их детям. И тут вполне мо­жет возникнуть заинтересованность друг в друге работников разных кафедр. Однако это всего лишь гипотеза, основанная на неплохом знании одним из нас вузовской практики советс­ких времен (современными свидетельствами мы на этот счет не располагаем).

Частью общего «рынка экзаменов» является и рынок, на котором происходит купля-продажа контрольных, курсовых и дипломных работ. Однако этот давно уже существующий ры­нок в наше время вышел за рамки внутривузовских отноше­ний и скорее примыкает к рынку потребительских услуг (объяв­ление о соответствующих услугах даже печатаются в газетах). Поэтому данный сюжет мы оставляем за пределами нашего повествования, ограничившись рассмотрением коррупционных отношений в границах высшей школы.

Все, что говорилось до сих пор, относилось исключитель­но к системе бесплатного высшего образования. Но что меня­ется, если плата за обучение легализуется? Свидетельства на­ших респондентов показывают, что официальное введение платы за обучение никаких принципиальных изменений в общую кар­тину теневой «гонки за дипломом» не вносит. Ростовчанин СМ., которому вообще свойственны весьма резкие суждения как в адрес своих коллег-преподавателей, так и по поводу всей сис­темы российской высшей школы, высказывается в связи с платной формой обучения в вузе вполне определенно:

«На платных отделениях обучения ситуация аналогичная (аналогичная ситуации на отделениях «бесплатных». — Авт.)-Правда, за подготовку к зачислению в вуз абитуриенты там платят меньше: главное для абитуриента — пройти собеседование. Но каждая сессия для «коммерческих» студентов — сезон расплат. Из студентов таких отделений получаются специалисты еще худшего уровня, чем на бесплатных отделениях. Это касается особенно таких факультетов, как экономический и юридичес­кий. На юридическом факультете не платить за экзамен — нон­сенс. Таким образом, правоведы нашего города с младых ног­тей — потенциальные нарушители закона. Что-либо изменить в вузовской системе, по-моему, невозможно. Тысячи родите­лей готовы давать взятки за обучение своих детей и готовы молчать. Особо это касается юношей, которым грозит призыв в армию».

Еще более определенную и конкретную информацию о по­рядках, существующих в платных вузах, находим в интервью М.В., сорокапятилетней москвички, преподавателя вузовской кафедры романо-германских языков. «Институт сейчас плат­ный, — констатирует она. — Когда он был бесплатным, были высокие конкурсы. На вступительных экзаменах у меня было 24-25 человек в группе, из них только трое шли без блата… Сейчас у нас другая проблема: набрать учащихся. Конкурса нет практически… Но зато за переводные экзамены берут по 100 дол­ларов за экзамен (до кризиса одна вообще брала по 300). На нашей кафедре это было не так распространено, а из разгово­ров с преподавателями других кафедр ясно, что берет как ми­нимум половина». Такая вот закономерность: цены становят­ся выше, конкуренция потребителей ослабевает, а рынок сужается.

Из рассказов наших собеседников мы можем сделать вы-вод, что единственное изменение, вызванное введением плат­ной формы обучения, заключается в том, что теперь приходится платить дважды: сначала — легально, в кассу вуза, а потом -нелегально, в руки преподавателю. Понятно, что все это приводит  к увеличению совокупных затрат, которые студенту при-*одится нести в ходе пяти-шестилетней гонки за дипломом.

Поделиться ссылкой: