Теневое государство и квазигражданское общество
В предыдущих главах была проанализирована многообразная информация, касающаяся купли-продажи административных решений, деятельности на теневых рынках различных органов власти. Как же воспринимается такая деятельность представителями интересующих нас групп российского общества? И как выглядит их восприятие в количественных показателях? Чтобы узнать это, мы решили выяснить, какими видятся людям способы отмены решений, принятых по отношению к ним официальными лицами и кажущихся им заведомо несправедливыми. Рассчитывают ли они на легальные каналы или отдают предпочтение неформально-теневым способам?
Таблица 14
Если органы государственной власти или местного самоуправления
приняли по какому-то вопросу несправедливое для Вас решение, как
на Ваш взгляд, можно надежнее всего восстановить справедливость и
отменить такое решение?
Варианты | Населе- | Предпри- | ПРЕДпред- | НЕпредпри- |
ответов | ннее | ниматели | прини- | ниматели |
целом | матели | |||
Обжаловать его в | ||||
вышестоящих | ||||
инстанциях | 16 | 20 | 11 | 16 |
Обратиться в | ||||
российский суд | 19 | 5 | 16 | 22 |
Обратиться в | ||||
международный суд | 4 | 2 | 5 | 3 |
Дать взятку | 5 | 1 | 9 | 4 |
Обратиться за | ||||
помощью к | ||||
влиятельным друзьям | ||||
и родственникам | 14 | 20 | 22 | 12 |
Обратиться за | ||||
помощью к | ||||
криминальным | ||||
авторитетам | 6 | 10 | 11 | 4 |
Не вижу никаких | ||||
надежных способов | 25 | 29 | 18 | 26 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 14 | 9 |
В этой цифровой картине много выразительных деталей. В основном они касаются предпринимателей и интересны уже потому, что представители именно этой группы, как мы помним, несопоставимо чаще других сталкиваются с коррумпированностью власти. «Низовые» бизнесмены меньше, чем кто бы то ни было, верят, что несправедливое решение можно отменить с помощью взятки, — у них, очевидно, больше опыта, и они понимают, что взятку дают до того, как решение принято а не после. Предприниматели демонстрируют самое низкое доверие к российскому суду — наверное, и здесь сказывается более богатый опыт. Кстати, среди институтов власти суд они считают одним из самых коррумпированных (вторым после милиции). Но самое, быть может, интересное заключается в том, что именно предприниматели чувствуют себя наиболее незащищенными и беспомощными перед произволом властей, — еще одно косвенное доказательство оправданности нашей гипотезы, согласно которой ущемляемые интересы отечественного «низового» бизнеса делают его наиболее благоприятной средой для формирования правовых ценностей.
Есть в этой картине и другие заслуживающие внимания детали, останавливаться на которых мы не будем, дабы не уходить слишком далеко от главного сюжета. Мы — повторим -пытались выяснить, какими способами люди предпочитают разрешать конфликты с властью — легальными или нелегально-теневыми. Как можно увидеть, на последние ориентируется каждый четвертый гражданин России. Но это еще не все. Дело в том, что предприниматели и ПРЕДпредприниматели в данном отношении заметно отличаются и от НЕпредпринимателей, и от населения в целом: в этих двух группах численность тех, кто отдает предпочтение неформальным каналам, даже больше, чем численность тех, у кого сохраняется установка противоположная! И речь идет, как правило, не об индивидуальных контактах с представителями власти, а о воздействии на них через родственно-дружеские сети влияния либо через сети криминальные.
Это не значит, что официальные каналы представителями этих групп вообще не принимаются в расчет. Более того, именно среди предпринимателей мы обнаруживаем наивысший процент людей, заявивших о том, что несправедливое решение властей они попытаются обжаловать у вышестоящего начальства. Но они, судя по рассказам интервьюируемых, чаще всего имеют в виду лишь первый шаг, в успешность которого не очень верят и за которым, скорее всего, должен следовать второй. «Как бы я стал бороться с несправедливостью чиновников?» — переспрашивает предприниматель-одиночка Е.М. (тот самый, напомним, который зарабатывает деньги, используя свою машину, и надеется стать водителем частного автобуса). И отвечает: «Сначала бы попытался обжаловать в вышестоящих инстанциях, а потом обратился к влиятельным друзьям, связанным с милицией и прокуратурой. У меня такие знакомые есть… Суд, я думаю, вряд ли что-то решит, потому что суд у нас «подкупный», предвзятый. Доверия к нему нет. Криминал в таком деле — на самый последний случай». А предпринимательница Ж.В. — тоже нам хорошо известная — предпочитает начинать прямо с «криминала» — быть может, потому, что под «несправедливыми решениями» подразумевает прежде всего те, что касаются ее нелегальной деятельности, которые официально оспаривать бессмысленно. «Если попаду в ситуацию, требующую вмешательства извне, обращусь к бандитам. Буду искать «крышу», которая на этом уровне разрешит мою проблему. У меня есть приятельница, тоже бизнесом занимается. Когда ее ОБЭП накрыл (они любят перед праздниками ходить дань собирать), она обратилась в своему знакомому бандиту, и он ее успокоил: не бойся, мы сегодня вечером с начальником ОБЭП в карты в бане играем, «перетрем» твой вопрос. И «перетерли»… У нас сейчас главное — это связи. Буквально верна поговорка: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Эти друзья тебе сто рублей и сэкономят».
Мы понимаем, что тут требуется комментарий. Но прежде чем предложить его, мы все же считаем целесообразным привести ответы еще на один вопрос, которые существенно дополнят картину и сделают нашу интерпретацию более обоснованной.
Таблица 15
Если, не дай Бог, возникнет угроза Вашему имуществу или угроза
физического насилия, чью защиту вы сочли бы наиболее надежной?
Варианты | Населе- | Предпри- | ПРЕДпред- | НЕпредпри- |
ответов | ние в | ниматели | прини- | ниматели |
целом | матели | |||
Органов прокуратуры | 9 | 6 | 12 | 9 |
Милиции | 29 | 18 | 18 | 34 |
ФСБ | 6 | 5 | 10 | 5 |
Друзей и близких | 28 | 49 | 32 | 26 |
Криминальных | ||||
авторитетов | 10 | 14 | 18 | 8 |
Затрудняюсь ответить | 17 | 9 | 10 | 19 |
В отличие от предыдущего вопроса, касавшегося защиты граждан от произвола властей, в этом речь идет о защите от угроз, идущих из общества. С читателем, не забывшим еще данные о народной любви к чекистам, сразу же поделимся своим предположением: в массе своей наши сограждане, очевидно, понимают, что службы безопасности призваны охранять государство, а не частные интересы, и потому особых надежд на эти службы не возлагают (за исключением тех случаев, упоминаемых нашими собеседниками, когда личные связи с работниками ФСБ используются для решения вопросов, входящих в компетенцию других органов власти). В целом же мы снова наблюдаем прежнюю закономерность: если в среднем по населению и в группе НЕпредпринимателей преобладает ориентация на официальные структуры (хотя и здесь она размывается), то большинство реальных и потенциальных предпринимателей отдают предпочтение неформальным связям и общностям.
Это различие между большинством и меньшинством объясняется не столько разницей в степени доверия к милиции и другим органам, призванным обеспечивать безопасность граждан, сколько тем, что теневые возможности большинства крайне ограничены. Поэтому его представители нередко просто вынуждены ориентироваться на официальные структуры, отдавая себе полный отчет в их ненадежности. «Если возникнет угроза моей жизни, — говорит, например, научный сотрудник К.Д., — у меня не будет другого выхода, кроме как обратиться к правоохранительным органам, к той же милиции. Хотя большого доверия они не вызывают, сами погрязли во взятках».
Что касается представителей экономически активного меньшинства, то сама их активность должна включать в себя сегодня и предприимчивость в установлении неформальных связей, которые компенсировали бы их незащищенность от разного рода угроз. Это, кстати, позволяет лучше понять, почему именно в группах меньшинства обнаруживается наиболее терпимое отношение к неуплате налогов: дело, очевидно, не только в разорительности их нынешних ставок, но и в том, что власть, оплачиваемая за счет налогоплательщиков, воспринимается ими как неспособная выполнять свои основные обязанности, обеспечивать безопасность населения. Дабы не перегружать текст цитатами, отметим лишь, что такая аргументация в пользу уклонения от налогов встречается и во взятых нами интервью, -при ознакомлении с ними ее можно легко обнаружить.
Приведенные цифровые данные еще больше укрепляют нас в мысли о наметившемся в российском обществе поколенческо-ментальном размежевании. Есть все основания предполагать, что в сознании наиболее деятельной и целеустремленной части россиян сформировалась установка на своего рода квазигражданское общество, своеобразие которого заключается в том, что оно заменяет государство, компенсирует его недееспособность. Она, конечно, блокирует трансформацию зарождающихся правовых ценностей в правовой общественный порядок, но — не больше, чем любое другое проявление современной коррупционно-теневой практики. Да, установка эта не локализируется в группах меньшинства, а распространяется вширь — уже сегодня ее открыто декларирует свыше трети наших сограждан. И все же различия между большинством и меньшинством слишком выразительны, что и заставляет нас, как и в предыдущих случаях, фиксировать внимание именно на них. Однако особенность такого квазигражданского общества не только в том, что оно замещает государство. В случаях — вернемся к ответам на предыдущий вопрос, — когда люди вынуждены все же вступать в контакты с властями, выясняется, что оно, заменяя государство, одновременно и проникает в него, взаимопереплетается с ним, образуя густые сети горизонтально-вертикальных неформальных связей — родственных, приятельских, а то и просто криминальных. Таким образом, правомерно говорить не только о квазигражданском обществе, берущем на себя функции власти, но и о сопутствующем ему и его дополняющем теневом государстве, обслуживающем неструктурированные (или структурированные нелегально) общности людей в обмен на соответствующие с их стороны услуги — немедленные или отложенные.
Выдержки из двух интервью, которые мы привели выше, свидетельствуют именно об этом, то есть о том, что теневое государство и квазигражданское общество представляют собой взаимопроникающие явления, своего рода двухуровневую нелегальную систему безопасности, обеспечивающую наиболее инициативным слоям населения защиту от угроз, исходящих как от власти, так и из общества. Эти явления, похоже, не расчленяются и в сознании наших собеседников, о чем можно судить, например, по интервью еще одного из наших старых знакомых — работающего студента В., намеревающегося через два года открыть собственное дело и сколачивающего, работая в тени, свой первоначальный капитал. «На данный момент, — говорит он, — у меня есть определенных круг знакомых, на которых я могу положиться в ситуации любого «наезда». Среди них есть и представители правоохранительных органов, но это только крайнем случае, и выход у меня на них не прямой, а через знакомых. Без нужных знакомств сейчас в принципе невозможно отстоять свои права ни перед правоохранительными органами, ни перед бандитами, ни перед чиновниками». Иметь знакомых, имеющих знакомых в органах власти, — это и есть предельно лаконичное описание сросшегося с теневым государством квазигражданского общества.
Мы не знаем, насколько широк круг россиян, реально вовлеченных в такого рода теневые отношения и неформальные связи. Полученная нами количественная информация дает право говорить лишь об определенных умонастроениях и о том, насколько распространены они в современной России. Однако вряд ли так уж не прав был Василий Розанов, полагавший, что именно с настроений все начинается и от них, в конечном счете, все и зависит. Они — тоже реальность, причем настолько же вторичная, обусловленная происходящим в жизни, насколько и первичная, в значительной степени предопределяющая то, как эта жизнь протекает.