Александр Гольц: Исключительные обстоятельства
После благополучного завершения российско-американского саммита и олимпийского триумфа в Гватемале, некоторые аналитики предположили, что стремительное ухудшение отношений Москвы и Запада хотя бы замедлится. И, как водится, ошиблись. Владимир Путин, который с недавнего времени совмещает в себе функции плохого и хорошего полицейского, сделал очередной ход. Сославшись на некоторые «исключительные обстоятельства, влияющие на безопасность Российской Федерации», президент подписал указ о приостановлении участия в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Таким образом, Путин выполнил свою, прозвучавшую в Послании Федеральному собранию, угрозу. Если учесть, что ДОВСЕ не включает в себя механизма «приостановления» действия договора, можно предположить, что Россия начала процедуру выхода из него.
Напомню, что главная идея договора – в том, чтобы установить для стран-участниц такие уровни вооружений, которые никому не позволяли бы сконцентрировать необходимое для широкомасштабной наступательной операции (то есть агрессии) количество военной техники. Первоначально ДОВСЕ устанавливал ограничения на блоковом уровне – для НАТО и стран Варшавского договора. Однако уже через несколько месяцев после его подписания в 1990 году развалился сначала Варшавский договор, а затем и Советский Союз. Потребовалось адаптировать ДОВСЕ к новым реалиям. Адаптированный вариант ДОВСЕ, который вводил ограничения не на блоковом уровне, а для каждого отдельного государства, был одобрен в 1999 году. Но в силу он не вступил, так как страны НАТО его не ратифицировали. Они требуют выполнения обязательства России вывести войска из Приднестровья и Грузии. Эти обязательства в одном случае зафиксированы в самом Соглашении об адаптации ДОВСЕ, в другом – в приложениях к нему.
И вот, если принимать заявления об «исключительных обстоятельствах» всерьез, то можно представить, что в нарушение Договора вражеские танковые и авиационные армады концентрируются на рубежах Отчизны. И для того, чтобы защитить страну, Кремлю ничего не остается, как отказаться от ограничений ДОВСЕ.
На самом деле никакого ухудшения обстановки в сравнении с прошлым или позапрошлым годом не происходит. Москва усматривает в нежелании стран НАТО ратифицировать адаптированный договор попытку получить военные преимущества. Собственно говоря, до недавнего времени это обстоятельство и выступало главным предлогом для выражения российского недовольства. Однако согласимся, что эту ситуацию, которая существует уже несколько лет, вряд ли можно интерпретировать как «чрезвычайную». Впрочем, справка, сопровождающая путинский указ, приводит и другие обстоятельства, столь же «чрезвычайные». Например, «уклонение Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии от оформления изменений в составе групп государств — участников ДОВСЕ в связи с присоединением указанных стран к НАТО» и «превышение государствами – участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса», а также «невыполнение Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией принятых в г. Стамбуле обязательств по корректировке территориальных предельных уровней». Нетрудно заметить, что в одних случаях Москва апеллирует к ДОВСЕ в варианте 1990 года (где есть групповые лимиты), а в других к приложениям к адаптированному ДОВСЕ (самое забавное, что при этом она умудряется отрицать собственные обязательства, оформленные такими же приложениями).
Россия также считает дестабилизирующим и нарушающим ДОВСЕ намерение Вашингтона разместить войска на базах в Болгарии и Румынии. При этом Кремль предпочитает умалчивать, что речь идет о 2-3 тысячах военнослужащих, которые не будут развернуты постоянно, а будут пребывать там временно по несколько месяцев в году. Не любят вспоминать и о том, что в последние годы американцы выводят свои войска из Европы, цель — вывести из региона более 40 тысяч военнослужащих, сократив общую численность со 110 до менее чем 70 тысяч. При этом из Германии выводятся 1-я механизированная и 1-я пехотная дивизии – некогда ударный кулак американской группировки в Европе. Если бы Вашингтон планировал добиться решительного военного перевеса над Россией, вряд ли он выводил бы эти войска из Европы.
Да и адресованные к НАТО требования устранить превосходство, которое Североатлантический альянс якобы получил в результате двух волн расширения, выглядят не слишком серьезными. Натовские «новички» проводят кардинальные военные реформы, предусматривающие радикальные сокращения как численности вооруженных сил, так и количества военной техники. Они намерены как можно быстрее избавиться от того, что Москва рассматривает как потенциал превосходства. Как это ни парадоксально, сотни танков Т-55, доставшиеся Румынии, Болгарии, Венгрии, другим странам в наследство от эпохи Варшавского договора не усиливают НАТО, а ослабляют ее. До тех пор, пока этот металлолом находится на вооружении — а утилизировать его и перевооружить армию в одночасье невозможно, — национальные армии не могут соответствовать натовским стандартам и считаются небоеготовыми. Наконец, самое любопытное. Страны НАТО имеют гораздо меньше вооружений, чем это разрешено тем самым адаптированным ДОВСЕ, выполнение которого требует Россия.
Но допустим невозможное, а именно: Путин всерьез верит, что за последние пять лет (после того, как состоялась вторая волна натовского расширения) вокруг России сложились «чрезвычайные обстоятельства», которые несут угрозу ее безопасности. В таком случае совершенно непонятно, почему Россия последовала примеру натовских партнеров и даже не пытается выбрать все положенные ей лимиты. У нее на полторы тысячи танков, две тысячи бронемашин, полторы тысячи самолетов и 400 вертолетов меньше, чем разрешено. Самое забавное, что Москва и не планирует выбрать свои лимиты. В свое время, выступая в Думе, Сергей Иванов поведал, что до 2015 года Вооруженные силы оснастят «новыми и модернизированными образцами одну эскадрилью дальней авиации; по 6 авиационных и вертолетных эскадрилий; 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов». То есть и через восемь лет Россия не собирается выбирать лимиты. Так есть угроза или нет? И какой смысл в демаршах вроде приостановки выполнения ДОВСЕ?
Как видим, в нарастающую военную угрозу не верят даже те, кто кричит о ней. Но Кремль предпочитает облекать свое недовольство Западом в рассуждения о его намерении достичь военного превосходства. Что же такого чрезвычайного случилось в последнее время, что заставило Путина вспомнить о своих угрозах? Ну конечно, Лондон продемонстрировал, что не намерен мириться с отказом Москвы выдать предполагаемого отравителя Андрея Лугового, и заговорил об ответных мерах. Не желают эти надутые британцы во имя хороших отношений с Москвой спускать на тормозах радиоактивное заражение своей столицы. А все потому, что не желают возрождения России. Стало быть, готовят агрессию. Так что России самое время выходить из ДОВСЕ.
Источник: Ежедневный журнал