Андрей Колесников: Между «запутинцами» и ибанцами
Знаете, кого мне напоминают активисты стихийно организованного, добровольно-прин удительного движения «За Путина», они же «запутинцы»? Ибанцев, персонажей бессмертного, хотя и слегка (и незаслуженно) подзабытого романа Александра Зиновьева «Зияющие высоты». Посмотрите — прочитывается, как свежая верноподданная газета, как программа одной, но всеобъемлющей партии.
«Вот Газета, говорит Неврастеник. Читайте. Заведующий принял Посла. Заведующий прибыл в Париж. Президент прибыл в Ибанск и имел беседу с Заведующим. Заместитель принял Короля. Король посетил свиноферму».
А гордость своей самопальной, кондовой и домотканой суверенной демократией, существование которой доказывается с обидчивой запальчивостью, гордость своей многовековой культурой с одновременным стремлением записать ее достижения на свой счет? «Ибанцы много всего внесли в мировую культуру. Радио, самовар, матрешки — всего не перечесть. Ибанский землепроходец Хмырь раньше Колумба ходил в Америку. И не раз».
А что уж говорить о торжественных рапортах друг дружке: «Отличительная особенность нашей жизни, сказал Заибан в речи… это неудержимая динамика. Мы идем вперед, намного опережая свой зад».
Есть место в «Зияющих высотах», посвященное описанию методов работы множащихся отечественных госкорпораций: «Строительство крупнейшего в мире Ширле-Мырлевского Завода (ШИМЫЗа) наметили в самом отдаленном районе Ибанска, как можно дальше от населенных пунктов и путей сообщения… Завезли заграничное оборудование и тут же утопили его в болоте».
А методы догоняющей постиндустриализации с попутным обязательным развитием нанотехнологий и вставанием на путь инноваций! «Строгий порядок соблюдается внутри каждого этапа улучшения исправления. Принимается, например, установочное решение поднять уровень по мясу и молоку и догнать и перегнать Америку. О Европе и говорить не стоит, зачем с такой мелочью связываться! Делать — так по-большому! Разрабатываются конкретные меры для этого … увеличить надои с каждой доярки (в миллионах поллитровок)».
Нельзя не обратить внимание на исчерпывающее описание современных Зиновьеву и, увы, нам политической системы, устройства власти, качества элиты: «Здесь не власть существует для общества, а общество допускается лишь в той мере, в какой оно нужно и достаточно для воспроизводства, функционирования и идеалов власти… Вся интеллектуальная деятельность лиц, участвующих во власти, уходит на то, чтобы занять более выгодную позицию… Здесь нет профессиональных политиков. Есть профессиональные карьеристы. Эта власть аполитична».
Странным образом Зиновьев описал и, с позволения сказать, актуальный дискурс «запутинцев»: «В старину ибанские интеллектуалы обращались друг к другу со словами: дорогой, уважаемый, милый, спасибо, извольте, будьте добры. Современные интеллектуалы и в этом отношении продвинулись далеко вперед. Они теперь обращаются друг к другу со словами: старик, старый, подонок, говнюк, пошел на…, вонючка, мудак, засранец, пошел в жопу». Ну чем не современная политическая блогосфера?
Вот нам говорят: зря сравниваем советскую власть с нынешней. Тогда был коммунизм — теперь идеологии нет. Тогда плановое хозяйство — теперь рыночное. Тогда застой, а теперь — стабильность. Но различие-то в словах. Существует глубинное, а не поверхностное сходство — опять же перечитайте Зиновьева.
И стабильность — всего лишь псевдоним застоя…
Источник: New Times