Наше «мы»: Вызываем дух капитализма

Листая прессу

Мы и не заметили, до чего
прочно вселили в нас уверенность, что народ наш с готовностью поддержит любое
выступление, в котором что-либо западное ругают, а наше хвалят. Но теперь
видно, что эти стереотипы насчет собственного народа пора подвергнуть тщательной
проверке. В ходе майского опроса «Левада-центра» россиян
просили указать, какие качества присущи западным бизнесменам и какие — отечественным предпринимателям. Предлагался набор из восьми качеств,
считающихся положительными, и восьми симметричных отрицательных.

 

Портрет нашего
предпринимателя вышел нелицеприятный. Главным качеством оказалась«жажда наживы». На втором месте —
склонность к жульничеству. «Неразборчивость в
средствах», «нежелание честно трудиться», «авантюризм»… Публика с упоением клеймит российскую молодую буржуазию. (Но примечательно: чем дальше люди от деловой активности, тем их негодование
горячее.)

Антибуржуазный настрой в
обществе, казалось бы, налицо. Подчиняясь ему, даже сами российские
предприниматели больше критикуют себя, чем хвалят. Под такие настроения властям
всех уровней легко их «нагибать», «строить», не говоря о том, что «доить», а при случае и
экспроприировать. Некому будет их пожалеть.

Но значит ли полученный
результат, что народ желает вычеркнуть капитализм из своих появившихся в 90-е
гг. мечтаний? Отнюдь, как говорил покойный Гайдар. Просто люди хотели бы, чтобы
наш бизнес был чистым и цивилизованным. (Ведь именно таковы были надежды первых кооператоров на самой заре
экономических реформ.) Оттого-то и обрушиваются с критикой на
предпринимателя-соотечественника, пытающегося вести дела на рынке, который
никак не назовешь свободным. А «западному бизнесмену»
достаются одни комплименты. Ему в семь раз чаще приписывают позитивные черты,
нежели негативные. И даже российские деловые люди видят в западных коллегах в
полтора раза больше добродетелей, чем в себе, а грехов — в пять раз меньше.

Что это значит? Видно,
что респонденты отказались от надоевшей им манеры утверждать: раз наше, значит,
заведомо лучше западного. На что же ее сменили —
на пресловутое «низкопоклонство перед Западом»? Конечно,
нет. Его нет теперь, как не было и тогда, когда с помощью такого обвинения
подлецы убирали тех, кто им мешал.

Настоящего западного
бизнесмена никто из опрошенных в глаза не видел. Дело не в нем. Ситуация опроса
позволила людям показать, какой капитализм они отвергают, а какого ждут. Они
описали его через портрет — разумеется, идеализированный — делового человека, какого у нас нет, но какой нам нужен. Его
характеризуют «деловая хватка» (55%), «трезвый расчет, рационализм» (49%), «высокий профессионализм, компетентность» (45%), «трудолюбие» (40%), а также инициативность, честность, культура (по 21-26%). Молодых и образованных людей, многие из которых задумываются о
собственном деле, эти качества привлекают заметно чаще, но нужны они всем.

Источник: Ведомости

Поделиться ссылкой:
0