Дмитрий Орешкин: Теория вероятностей как культурный диагноз
Какая только тварь не утирает сегодня риторический пот со лба тютчевской формулой: «Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить./ У ней особенная стать: /В Россию можно только верить».
Засалили моего любимого поэта вконец. Особенно живописно выходит, когда веру и стать мусолит бывший второй секретарь райкома, нагребая в тарелку севрюжины с хреном и рассуждая о пересмотре Конституции.
Таким людям кажется, что Тютчев придает им имперского блеску; а мне кажется, он для них лишь затычка в нефтяном барреле.
11 марта выборы в 14 региональных парламентов. И уже обнаружилась масса такого, чего умом действительно не понять. В частности, выяснилось, что Российская Земля помимо изобилия руд и лесов, обладает еще одним уникальным свойством. Она генерирует особое поле, элиминирующее теорию вероятностей и математическую статистику. В общем, нечто подобное можно было предвидеть теоретически, опираясь на теорему Тютчева. Поскольку эти чуждые науки приперлись со своим аршином известно откуда, пользы от них здесь ждать нечего. Но ведь любая теория ценна эмпирическим подтверждением! И вот, хвала Аллаху, оно наконец нашлось.
Порядок, в котором партийные списки располагаются в избирательном бюллетене, определяется по жребию. Понятно почему. Не слишком продвинутой пенсионерке, которая является главным участником нашего избирательного процесса, трудновато бывает прочесть весь бюллетень сверху донизу через ее очки со сломанной дужкой. Довольно часто у нее достает сил только на первую строку. Вследствие чего партия, которой повезло оказаться наверху, получает устойчивую фору размером до 2-3%.
Ну, прошли жеребьевки. Поскольку в среднем у нас состязаются по 7 партий в регионе, вероятность того, что партия N окажется первой в бюллетене, должна составлять 1/7. Вероятность того, что она будет первой в двух подряд регионах равна уже 1/7х1/7, то есть 1/49. Вероятность того, что жребий поставит ее на первое место в трех случаях из трех, равна 1/343. В четырех из четырех — 1/2401. Ну и т.д. На самом деле механика счета сложнее, потому что число партий в бюллетенях разное и не во всех партия N оказывается первой. Но текст в «ЕЖе» не пособие по комбинаторике, а масштаб и суть явления, думаю, понятны.
Так вот, с радостью сообщаю, что вся эта немецкая премудрость на нашей Родине не работает. Не адекватна реальности! Общечеловеки посрамлены самым позорным образом, а Россия блистательно доказала свое право на особый путь. По сообщениям местных избирательных комиссий, при жеребьевке в 8-ми субъектах Федерации из 14-ти — а именно: в республике Коми, Вологодской, Московской, Псковской, Самарской, Томской, Тюменской областях и в Санкт-Петербурге — на первом месте в бюллетене оказалась одна и та же партия. Готов спорить, вы догадались, какая это партия. Совершенно верно.
Что лишний раз подтверждает правоту Тютчева: мы действительно обладаем уникальной способностью понимать Родину без слов и глубоко верить в ее особенную стать. Хотя в последнее время, благодаря затянувшейся гласности, научились кое-что в ее устройстве понимать и умом тоже. Вам ведь не пришло в голову подумать, что на первое место жребий выдвинул, скажем, «Яблоко». И мне не пришло. Вот оно, духовное единство!
Понятное дело, для осознания данного научного феномена и его роли в жизни Отечества необходимо время. Поэтому вопрос о жеребьевке пока слегка замят. Шутка ли: дело тянет на Нобелевку. Или на несколько лет строгого режима. В зависимости от того, как посмотреть. Ведь в каждой из региональных избирательных комиссий ничего сверхъестественного не случилось — ну стала «Единая Россия» первой. Нормально. Шансы были в среднем один к семи. Кто ж знал, что у соседей тоже так удачно сложится? А теперь математики (у-у, гауссово племя!) говорят, что аккуратный расчет вероятности подобного исхода 14 совместных испытаний составляет 0,00033. То есть надо три тысячи раз прожеребиться во всех 14 комиссиях, чтобы один раз получился похожий результат.
Это, конечно, если у них на Западе. Но у нас-то особенная стать. Мы-то всегда с первого раза в яблочко! Хотел бы я, чтобы наши ракеты так попадали в полигон на Камчатке.
Впрочем, нет. Не с первого раза. В серьезном деле не обойтись без тренировки.
Пакт о взаимном ненападении между Россией и Теорией Вероятностей был заключен год назад, когда страна достаточно окрепла, чтобы подняться с колен и на равных вести переговоры. На выборах 12 марта 2006 года из 8 региональных бюллетеней «Единая Россия» стояла первой в трех. В Кировской, Нижегородской, Оренбургской областях. Многовато, конечно. Но мы люди широкие, по мелочам не придираемся. Однако на следующих выборах (8 октября 2006 г.) в 9 регионах жребий разместил «ЕР» на первой строке бюллетеня уже 4 раза – в Тыве, Чувашии, Свердловской области и Еврейской АО.
То есть партия нравится ему все отчаянней и безоглядней. И это тоже по-нашему! «Они русские – это многое объясняет» — удачно сформулировал нео-дворянин и патриот Н.С. Михалков. С некоторым даже налетом цыганщины: срывать и срывать банк с гибельной бледностью на лице и дуэльными пистолетами в карете. Прям кино.
Красивая жизнь затягивает. Сегодня уже 8 удач из 14-ти. Везет же людям! Теперь завистливый Запад наверняка загундит про свои избирательные стандарты и аршины. А нам плевать. У нас в засадном полку сам Федор Иваныч Тютчев! И еще генерал Бенкендорф, который говаривал, что законы в Российской империи обязательны к исполнению для подданных, но отнюдь не для начальства. Вряд ли он имел в виду специфические законы Теории Вероятностей. Но суть дела обозначил точно.
Я бы, пожалуй, не стал разводить эту канитель, если б не Тютчев. За державного поэта обидно. Кабы в тютчевские времена некой удалой головушке за карточным столом везло, как сейчас «Единой России», на нее быстро нашелся бы хороший канделябр. И Бенкендорф, как по-своему порядочный дворянин, одобрительно закрыл бы глаза на сей факт несанкционированного насилия.
Тютчев тем и хорош, что искренне верил в Россию. И, что самое важное, имел для этого больше оснований, чем сегодня. Так мелкотравчато российское дворянство в государевых делах тогда не жухало. Для подобного потребовалось глубокое и продолжительное воздействие молчаливого человека с усами и трубкой, который сначала уничтожил всех более или менее самодостаточных граждан, а потом объяснил оставшимся: «Неважно, как голосуют. Важно, как считают!» Оставшиеся покорно проглотили. А вы думали, М. Горький, Д. Бедный, М. Голодный и некто, не помню инициалов, Убогий, в качестве совести нации были способны возразить? Других же писателей, по меткому выражению того же исторического персонажа, у него не было. А у нации, стало быть, не было другой совести. Подевалась куда-то.
Нет, вспомнил, была! Просто ей пришлось вступить в ВКП(б). Вместе с умом и честью.
По этим прискорбным причинам нынешние державники (из тех, кто поумней) массово ищут духовной опоры в ХIХ веке. В принципе это хорошо. Выбираемся из загаженного тупика задним ходом. Вопрос, что произойдет скорее: постсоветская элита оботрется о тексты и ценности серебряного века или же затрет их совковой подлостью до полной непригодности? Пока выигрывает вторая версия.
Когда карточный шулер с огнем в очах рассуждает о богоизбранности и особом историческом пути, аудитория испытывает неоднозначные чувства. Ну, допустим, Христос, по тютчевскому слову, действительно исходил, благословляя, всю нашу убогую российскую землю. Даже будучи желчным атеистом, Тютчеву веришь. Потому что — метафора. Потому что сильные стихи на красивом языке. Но, вы знаете, чертовски трудно поверить, чтобы вся Божья благодать эксклюзивно пролилась над дачным кооперативом «Озеро», где Провидение собрало лучших мужей страны, обладающих даром бескорыстного служения Отчизне. Или над тверской пивной «Лондон».
Федор Тютчев был гордым и свободным человеком. И считал необходимым свою свободу отдать служению Державе. Прав он или нет, сейчас не обсуждаем. Не до грибов. Ибо, ссылаясь на авторитет Тютчева, группа специально обученных товарищей из «нео-дворян» намеревается научить нас, как Родину надо любить. В добрых традициях советской казармы. Славные ребята. Для них плюнуть в глаза и сказать, что Божья роса, – именины сердца.
Почувствуйте разницу, в конце концов! Ценности вроде одни — да тональность разная. Ну так между любовью и изнасилованием разница, по сути, тоже лишь в тональности. Впрочем, с точки зрения кондового материализма — вообще нет разницы.
А коли так, не трожьте Тютчева, волки позорные! Лучше учите Теорию Вероятностей. Вместо исторического материализма. Чтобы в другой раз хоть врать в рамках приличия.
Источник: Ежедневный журнал