Доклад Госдепартамента США по правам человека в России
Права человека в России – 2004
Бюро Госдепартамента США по вопросам демократии, прав человека и труда
Выдержки из доклада
Хотя в целом правительство России с уважением относилось к правам человека, в некоторых сферах соблюдение прав человека было неудовлетворительным или ухудшилось. Изменения в законах об избрании парламента и переход с выборов на назначение региональных губернаторов президентом еще более укрепляет власть исполнительной ветви и вкупе с ограничениями, наложенными на СМИ, с послушной Государственной думой, нарушениями в ходе последних национальных выборов, коррупцией в правоохранительных органах и политическим давлением на суд вызывают обеспокоенность ухудшением ответственности правительственных лидеров перед народом.
Соблюдение прав человека остается плохим в продолжающейся борьбе с боевиками в Чечне, в ходе которой обе стороны почти не проявляют уважения к основным правам человека. Были получены достоверные сообщения о серьезных нарушениях, включая многочисленные сообщения о незаконных убийствах и похищениях гражданских лиц федеральными силами и чеченскими боевиками. Сентябрьская резня в школе в Беслане в Северной Осетии, во время которой погибли школьники и взрослые, стала воплощением крупных нарушений прав человека со стороны террористических элементов в регионе. Появлялись сообщения о вовлеченности правительственных сил и повстанцев в политически мотивированные исчезновения людей в Чечне и Ингушетии. Продолжились преследования тех, кто добивается наказания за эти нарушения.
Согласно достоверным сообщениям, сотрудники правоохранительных органов принимали участие в пытках, насилии и применяли другие жестокие или унизительные меры, часто безнаказанно. По-прежнему крупной проблемой остается дедовщина в вооруженных силах. Условия содержания в тюрьмах улучшились, однако по-прежнему остаются суровыми и зачастую создающими угрозу для жизни.
Правительственное давление продолжило ослаблять свободу слова и независимость СМИ, в частности крупных национальных телеканалов и региональных СМИ, которые являются основным источником информации для большинства населения. Власти, прежде всего на местном уровне, ограничили свободу собраний и ввели ограничения на деятельность отдельных религиозных групп. Сохраняется проблема социальной дискриминации, преследований и насилия против некоторых религиозных меньшинств, несмотря на некоторые попытки властей разрешить ее. Некоторые местные правящие органы ограничили свободу передвижения граждан, в частности отказывая в официальном разрешении на проживание выходцам из других регионов страны.
Правительственные институты продолжили накладывать ограничения на деятельность гуманитарных неправительственных организаций и международных организаций в Чечне, что может быть лишь частично объяснено мерами безопасности.
Свобода слова и СМИ
Сохранилось правительственное давление на СМИ, что привело к многочисленным посягательствам на эти права. Продолжительные финансовые трудности, а также давление со стороны правительства и крупных частных компаний, связанных с правительством привели к ограничению автономии многих СМИ. Правительство все активнее использовало свои механизмы контроля во всех национальных и региональных, теле- и радиостанциях для сокращения доступа к информации о вопросах, которые оно считает деликатными. С помощью различных способов оно серьезно ограничило освещение всеми СМИ событий в Чечне. Есть признаки того, что правительственное давление иногда заставляло журналистов прибегать к самоцензуре. Однако общество сохранило доступ к информации по большинству тем и к разнообразным мнениям в печатных СМИ и в интернете.
Правительство ограничивало право на свободу слова по таким деликатным вопросам, как поведение федеральных сил в Чечне, обсуждение религиозных вопросов и противоречивых реформ в социальном секторе. Некоторые региональные и местные власти воспользовались процессуальной слабостью правовой системы для проведения арестов по сфабрикованным предлогам за критику в отношении правительства. За некоторыми исключениями, судьи не проявляли готовности бросать вызов влиятельным федеральным и местным чиновникам, которые пытались наказать журналистов. Эти процедуры часто приводили к взысканию штрафов.
Все, кроме одной национальной газеты, остались в частных руках. Однако правительство предпринимало попытки влиять на освещение событий независимыми изданиями. Примерно две трети 2,5 тыс. телеканалов в стране полностью или частично принадлежат федеральным или местным властям, и правительство косвенно влияло на частные вещательные компании благодаря частичному владению акциями коммерческих структур, таких, как энергические гиганты «Газпром» и «Лукойл», которые, в свою очередь, владеют крупными пакетами акций СМИ. Такое влияние, однако, далеко не однородно. Например, финансируемая «Газпромом» радиостанция «Эхо Москвы», сохраняла крайне независимую позицию, и освещение ею событий и комментарии часто были критичны в отношении правительства.
Из трех национальных телеканалов «Газпром» владеет телеканалом «Россия» и имеет контрольный пакет «Первого канала» и третьего национального телеканала, НТВ, который ранее придерживался независимой редакторской политики. Правительству, в свою очередь, принадлежит контрольный пакет «Газпрома», а также крупнейшие радиостанции «Маяк» и «Радио России» и новостные агентства «Итар-Тасс» и «РИА «Новости».
Правительство оказывало прямое давление на принадлежащие государству СМИ. Журналисты и ведущие новостей «России» и «Первого канала» сообщали о том, что получили «инструкции» от своего руководства, подготовленные президентской администрацией. В этих инструкциях оговаривалось, каких политиков они должны поддерживать, а каких критиковать. В государственных СМИ критика президентской политики запрещена, ее не приветствуют на НТВ и во многих частных печатных изданиях.
По сообщениям корреспондентов, их начальство часто просило их заручиться одобрением на репортажи на политические темы до того, как они попадут в эфир, и руководство часто вырезало «негативные фразы» о правительственных чиновниках и политике. Например, пресса сообщила, что принадлежащие правительству телеканалы получили списки, в которых содержалось требование заменять слово «Чечня» на «республику Чечня», а фразу «замена льгот деньгами» на «монетизированные льготы». Несмотря на эти ограничения, высокопоставленные представители президентской администрации выказывали свое недовольство руководителям «России» и «Первого канала» по поводу того, что они рассматривали как критику президента в эфире.
На протяжении 2004 года правительство еще более ограничило редакционную независимость и политическое влияние НТВ. В июне был уволен Леонид Парфенов, автор и ведущий популярной аналитической программы «Намедни», после того как он открыто выступил против решения телеканала не пускать в эфир интервью со вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. В июле «Газпром-Медиа» назначил главой НТВ Владимира Кулистикова, бывшего главу отдела новостей «России», и Кулистиков закрыл большинство политических программ телеканала, включая популярную «Свободу слова», последнее ток-шоу в формате дискуссии. В декабре Кулистиков снял популярного журналиста Алексея Пивоварова с должности ведущего основной новостной программы «Страна и мир» после того, как он дал комментарий к увольнению Парфенова. НТВ сохранило относительно сбалансированный подход к новостному вещанию, однако эти меры сократили проявления свободы слова на телевидении.
Степень редакторской свободы, с которой готово мириться государство, похоже, зависит от размера аудитории. Например, «Рен-ТВ», канал, который по сравнению с другими телеканалами имеет аудиторию всего 5%, часто критиковал Кремль. Однако региональные отделения «Рен-ТВ» часто заменяли критичные новостные программы, идущие в прайм-тайм, местными новостями. Эта практика, помноженная на отсутствие интереса к «московской политике» со стороны провинциальных зрителей, сокращает влияние канала на общественное мнение.
Власти продолжили оказывать давление на журналистов, в частности на тех, кто сообщал о коррупции или критиковал чиновников.
По данным ОБСЕ, милиция задержала ряд журналистов, включая Анну Горбатову и Оксану Семенову из «Новых Известий», Мадину Шавлокову из «Московского комсомольца», Елену Милашину из «Новой газеты» и Андрея Бабицкого, корреспондента «Радио Свобода». Анна Политковская, которая планировала прибыть в Беслан 3 сентября, не смогла сделать этого после сильного отравления во время полета из Москвы. Некоторые правозащитники полагают, что власти отравили ее, чтобы не дать ей возможности освещать события в Беслане.
За 2004 год 5 журналистов скончались при невыясненных обстоятельствах, включая убийство Пола Хлебникова, редактора Forbes Россия, и 43 подверглись физическим нападениям.
Соблюдение политических прав: право граждан на смену правительства
По конституции граждане имеют право смены правительства мирным путем. Хотя в 2004 году граждане реализовывали это право на практике, президентские выборы 14 марта не соответствовали международным стандартам по нескольким пунктам.
За выборами наблюдала ОБСЕ, которая позитивно оценила техническую сторону выборов, но пришла к выводу, что процесс в целом был омрачен злоупотреблением административными ресурсами, систематически необъективным освещением в СМИ и неравным отношением к политическим партиям, и посему не отвечал международным стандартам. Хотя были соблюдены требования телевизионных политических дебатов и бесплатного времени в эфире для кандидатов, чтобы они могли представить свои позиции, правительство использовало свое влияние на СМИ, в частности на электронные СМИ, для поддержки кандидатов-фаворитов в новостных и иных программах, что привело к необъективному преимуществу нынешнего президента Путина.
Во время декабрьских парламентских выборов в 2003 году возможности оппозиционных партий – в частности тех, что получали финансирование от так называемых «олигархов», – по проведению сильных кампаний были подорваны расследованием и арестом президента ЮКОСа Михаила Ходорковского. Преследование Ходорковского, как предполагается, было вызвано, по крайней мере, частично тем, что он оказывал значительную финансовую поддержку оппозиционным организациям. Другие состоятельные покровители оппозиционных партий и кандидатов отреагировали на эту скрытую угрозу, сократив свои политические пожертвования. Проправительственные силы, наоборот, активно полагались на «административные» ресурсы, используя мощь и влияние региональных и местных чиновников для максимально выгодного освещения в СМИ и финансирования своих кампаний. В некоторых случаях сотрудники местных избирательных комиссий «подгоняли» законы для того, чтобы дисквалифицировать местных оппозиционных кандидатов в Думу. В результате парламентские выборы не соответствовали ряду международных критериев демократических выборов.
29 августа президентские выборы состоялись в Чечне. По официальным результатам, 74% избирателей проголосовали за поддерживаемого Кремлем кандидата, однако региональные эксперты, присутствовавшие на выборах, предполагают, что заявленная Кремлем явка избирателей была искусственно завышена и что во время выборов были отмечены нарушения.
Разработанный Кремлем и введенный в декабре закон отменил прямые выборы региональных губернаторов страны. По новому закону губернаторы будут назначаться президентом и должны быть одобрены региональными парламентами. Те парламенты, которые не утвердят президентского кандидата, в итоге могут быть распущены.
Предложения по изменениям в системе выборов, рассматриваемые на протяжении года, сопровождались консолидацией политической власти в руках Кремля. Арест Ходорковского в октябре 2003 года по обвинению в мошенничестве во время приватизации промышленного имущества в 1990-х – это самый мощный из ряда политически мотивированных шагов, направленных против состоятельных «олигархов», которые представляют собой ядро потенциальной политической оппозиции президенту. Многие наблюдатели-правозащитники сочли это предупреждением для других олигархов о том, чтобы они не вмешивались в политические дела и не финансировали независимое гражданское общество.
Коррупция остается широко распространенной и давней проблемой законодательной и исполнительной ветвей власти. Среди нарушений – взяточничество, злоупотребление бюджетными ресурсами, кража госсобственности, вымогательство и соучастие в преступлениях.
Отношение правительства к международным и неправительственным усилиям по расследованию предполагаемых нарушений прав человека
В течение прошедшего года власти подвергли преследованию несколько самых известных неправительственных (НПО) организаций в Москве; ряд других официальных действий и заявлений стал показателем сокращения уровня толерантности к свободной деятельности НПО. На пути деятельности НПО на Северном Кавказе чинились значительные препятствия.
Власти продолжили проверки в отношении «Открытой России», НПО, созданной бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским. Наблюдатели полагают, что эти проверки являются первым шагом к роспуску организации.
В ноябре 2003 года десятки мужчин в камуфляже провели рейд в московском офисе Института открытого общества Фонда Сороса. Рейд был проведен сотрудниками частной фирмы, предположительно нанятыми бизнесменом, с которым фонд ведет судебную тяжбу, однако некоторые наблюдатели полагают, что этот шаг был санкционирован правительством.
Несмотря на то что судебный процесс в отношении Юрия Самодурова, директора Центра Сахарова в Москве, продвинулся, к концу года он был еще далек от завершения. Самодурова, а также сотрудницу центра Людмилу Василовскую и художницу Анну Михальчук обвиняют в разжигании национальной, расовой и религиозной ненависти за организацию провокационной религиозной выставки в Центре Сахарова в январе 2003 года.
Несколько НПО сообщили о росте сложностей в отношениях с местными властями. Сложности варьировались от получения виз и проблем с регистрацией до задержек разрешений на въезд в Чечню и отказов в разрешении посещения лагерей для перемещенных лиц с целью оказания содействия.
Отношение правительства к правозащитным НПО варьировалось так же, как и степень сотрудничества, в зависимости от предполагаемой угрозы для национальной безопасности и степени оппозиции властям конкретной НПО. Например, большинство НПО, наблюдающих за условиями содержания в тюрьмах, поддерживали отличные отношения с властями, однако отношения с правительством тех НПО, которые занимаются мониторингом ситуации в Чечне, были более напряженными.
Выдержки из доклада
Хотя в целом правительство России с уважением относилось к правам человека, в некоторых сферах соблюдение прав человека было неудовлетворительным или ухудшилось. Изменения в законах об избрании парламента и переход с выборов на назначение региональных губернаторов президентом еще более укрепляет власть исполнительной ветви и вкупе с ограничениями, наложенными на СМИ, с послушной Государственной думой, нарушениями в ходе последних национальных выборов, коррупцией в правоохранительных органах и политическим давлением на суд вызывают обеспокоенность ухудшением ответственности правительственных лидеров перед народом.
Соблюдение прав человека остается плохим в продолжающейся борьбе с боевиками в Чечне, в ходе которой обе стороны почти не проявляют уважения к основным правам человека. Были получены достоверные сообщения о серьезных нарушениях, включая многочисленные сообщения о незаконных убийствах и похищениях гражданских лиц федеральными силами и чеченскими боевиками. Сентябрьская резня в школе в Беслане в Северной Осетии, во время которой погибли школьники и взрослые, стала воплощением крупных нарушений прав человека со стороны террористических элементов в регионе. Появлялись сообщения о вовлеченности правительственных сил и повстанцев в политически мотивированные исчезновения людей в Чечне и Ингушетии. Продолжились преследования тех, кто добивается наказания за эти нарушения.
Согласно достоверным сообщениям, сотрудники правоохранительных органов принимали участие в пытках, насилии и применяли другие жестокие или унизительные меры, часто безнаказанно. По-прежнему крупной проблемой остается дедовщина в вооруженных силах. Условия содержания в тюрьмах улучшились, однако по-прежнему остаются суровыми и зачастую создающими угрозу для жизни.
Правительственное давление продолжило ослаблять свободу слова и независимость СМИ, в частности крупных национальных телеканалов и региональных СМИ, которые являются основным источником информации для большинства населения. Власти, прежде всего на местном уровне, ограничили свободу собраний и ввели ограничения на деятельность отдельных религиозных групп. Сохраняется проблема социальной дискриминации, преследований и насилия против некоторых религиозных меньшинств, несмотря на некоторые попытки властей разрешить ее. Некоторые местные правящие органы ограничили свободу передвижения граждан, в частности отказывая в официальном разрешении на проживание выходцам из других регионов страны.
Правительственные институты продолжили накладывать ограничения на деятельность гуманитарных неправительственных организаций и международных организаций в Чечне, что может быть лишь частично объяснено мерами безопасности.
Свобода слова и СМИ
Сохранилось правительственное давление на СМИ, что привело к многочисленным посягательствам на эти права. Продолжительные финансовые трудности, а также давление со стороны правительства и крупных частных компаний, связанных с правительством привели к ограничению автономии многих СМИ. Правительство все активнее использовало свои механизмы контроля во всех национальных и региональных, теле- и радиостанциях для сокращения доступа к информации о вопросах, которые оно считает деликатными. С помощью различных способов оно серьезно ограничило освещение всеми СМИ событий в Чечне. Есть признаки того, что правительственное давление иногда заставляло журналистов прибегать к самоцензуре. Однако общество сохранило доступ к информации по большинству тем и к разнообразным мнениям в печатных СМИ и в интернете.
Правительство ограничивало право на свободу слова по таким деликатным вопросам, как поведение федеральных сил в Чечне, обсуждение религиозных вопросов и противоречивых реформ в социальном секторе. Некоторые региональные и местные власти воспользовались процессуальной слабостью правовой системы для проведения арестов по сфабрикованным предлогам за критику в отношении правительства. За некоторыми исключениями, судьи не проявляли готовности бросать вызов влиятельным федеральным и местным чиновникам, которые пытались наказать журналистов. Эти процедуры часто приводили к взысканию штрафов.
Все, кроме одной национальной газеты, остались в частных руках. Однако правительство предпринимало попытки влиять на освещение событий независимыми изданиями. Примерно две трети 2,5 тыс. телеканалов в стране полностью или частично принадлежат федеральным или местным властям, и правительство косвенно влияло на частные вещательные компании благодаря частичному владению акциями коммерческих структур, таких, как энергические гиганты «Газпром» и «Лукойл», которые, в свою очередь, владеют крупными пакетами акций СМИ. Такое влияние, однако, далеко не однородно. Например, финансируемая «Газпромом» радиостанция «Эхо Москвы», сохраняла крайне независимую позицию, и освещение ею событий и комментарии часто были критичны в отношении правительства.
Из трех национальных телеканалов «Газпром» владеет телеканалом «Россия» и имеет контрольный пакет «Первого канала» и третьего национального телеканала, НТВ, который ранее придерживался независимой редакторской политики. Правительству, в свою очередь, принадлежит контрольный пакет «Газпрома», а также крупнейшие радиостанции «Маяк» и «Радио России» и новостные агентства «Итар-Тасс» и «РИА «Новости».
Правительство оказывало прямое давление на принадлежащие государству СМИ. Журналисты и ведущие новостей «России» и «Первого канала» сообщали о том, что получили «инструкции» от своего руководства, подготовленные президентской администрацией. В этих инструкциях оговаривалось, каких политиков они должны поддерживать, а каких критиковать. В государственных СМИ критика президентской политики запрещена, ее не приветствуют на НТВ и во многих частных печатных изданиях.
По сообщениям корреспондентов, их начальство часто просило их заручиться одобрением на репортажи на политические темы до того, как они попадут в эфир, и руководство часто вырезало «негативные фразы» о правительственных чиновниках и политике. Например, пресса сообщила, что принадлежащие правительству телеканалы получили списки, в которых содержалось требование заменять слово «Чечня» на «республику Чечня», а фразу «замена льгот деньгами» на «монетизированные льготы». Несмотря на эти ограничения, высокопоставленные представители президентской администрации выказывали свое недовольство руководителям «России» и «Первого канала» по поводу того, что они рассматривали как критику президента в эфире.
На протяжении 2004 года правительство еще более ограничило редакционную независимость и политическое влияние НТВ. В июне был уволен Леонид Парфенов, автор и ведущий популярной аналитической программы «Намедни», после того как он открыто выступил против решения телеканала не пускать в эфир интервью со вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. В июле «Газпром-Медиа» назначил главой НТВ Владимира Кулистикова, бывшего главу отдела новостей «России», и Кулистиков закрыл большинство политических программ телеканала, включая популярную «Свободу слова», последнее ток-шоу в формате дискуссии. В декабре Кулистиков снял популярного журналиста Алексея Пивоварова с должности ведущего основной новостной программы «Страна и мир» после того, как он дал комментарий к увольнению Парфенова. НТВ сохранило относительно сбалансированный подход к новостному вещанию, однако эти меры сократили проявления свободы слова на телевидении.
Степень редакторской свободы, с которой готово мириться государство, похоже, зависит от размера аудитории. Например, «Рен-ТВ», канал, который по сравнению с другими телеканалами имеет аудиторию всего 5%, часто критиковал Кремль. Однако региональные отделения «Рен-ТВ» часто заменяли критичные новостные программы, идущие в прайм-тайм, местными новостями. Эта практика, помноженная на отсутствие интереса к «московской политике» со стороны провинциальных зрителей, сокращает влияние канала на общественное мнение.
Власти продолжили оказывать давление на журналистов, в частности на тех, кто сообщал о коррупции или критиковал чиновников.
По данным ОБСЕ, милиция задержала ряд журналистов, включая Анну Горбатову и Оксану Семенову из «Новых Известий», Мадину Шавлокову из «Московского комсомольца», Елену Милашину из «Новой газеты» и Андрея Бабицкого, корреспондента «Радио Свобода». Анна Политковская, которая планировала прибыть в Беслан 3 сентября, не смогла сделать этого после сильного отравления во время полета из Москвы. Некоторые правозащитники полагают, что власти отравили ее, чтобы не дать ей возможности освещать события в Беслане.
За 2004 год 5 журналистов скончались при невыясненных обстоятельствах, включая убийство Пола Хлебникова, редактора Forbes Россия, и 43 подверглись физическим нападениям.
Соблюдение политических прав: право граждан на смену правительства
По конституции граждане имеют право смены правительства мирным путем. Хотя в 2004 году граждане реализовывали это право на практике, президентские выборы 14 марта не соответствовали международным стандартам по нескольким пунктам.
За выборами наблюдала ОБСЕ, которая позитивно оценила техническую сторону выборов, но пришла к выводу, что процесс в целом был омрачен злоупотреблением административными ресурсами, систематически необъективным освещением в СМИ и неравным отношением к политическим партиям, и посему не отвечал международным стандартам. Хотя были соблюдены требования телевизионных политических дебатов и бесплатного времени в эфире для кандидатов, чтобы они могли представить свои позиции, правительство использовало свое влияние на СМИ, в частности на электронные СМИ, для поддержки кандидатов-фаворитов в новостных и иных программах, что привело к необъективному преимуществу нынешнего президента Путина.
Во время декабрьских парламентских выборов в 2003 году возможности оппозиционных партий – в частности тех, что получали финансирование от так называемых «олигархов», – по проведению сильных кампаний были подорваны расследованием и арестом президента ЮКОСа Михаила Ходорковского. Преследование Ходорковского, как предполагается, было вызвано, по крайней мере, частично тем, что он оказывал значительную финансовую поддержку оппозиционным организациям. Другие состоятельные покровители оппозиционных партий и кандидатов отреагировали на эту скрытую угрозу, сократив свои политические пожертвования. Проправительственные силы, наоборот, активно полагались на «административные» ресурсы, используя мощь и влияние региональных и местных чиновников для максимально выгодного освещения в СМИ и финансирования своих кампаний. В некоторых случаях сотрудники местных избирательных комиссий «подгоняли» законы для того, чтобы дисквалифицировать местных оппозиционных кандидатов в Думу. В результате парламентские выборы не соответствовали ряду международных критериев демократических выборов.
29 августа президентские выборы состоялись в Чечне. По официальным результатам, 74% избирателей проголосовали за поддерживаемого Кремлем кандидата, однако региональные эксперты, присутствовавшие на выборах, предполагают, что заявленная Кремлем явка избирателей была искусственно завышена и что во время выборов были отмечены нарушения.
Разработанный Кремлем и введенный в декабре закон отменил прямые выборы региональных губернаторов страны. По новому закону губернаторы будут назначаться президентом и должны быть одобрены региональными парламентами. Те парламенты, которые не утвердят президентского кандидата, в итоге могут быть распущены.
Предложения по изменениям в системе выборов, рассматриваемые на протяжении года, сопровождались консолидацией политической власти в руках Кремля. Арест Ходорковского в октябре 2003 года по обвинению в мошенничестве во время приватизации промышленного имущества в 1990-х – это самый мощный из ряда политически мотивированных шагов, направленных против состоятельных «олигархов», которые представляют собой ядро потенциальной политической оппозиции президенту. Многие наблюдатели-правозащитники сочли это предупреждением для других олигархов о том, чтобы они не вмешивались в политические дела и не финансировали независимое гражданское общество.
Коррупция остается широко распространенной и давней проблемой законодательной и исполнительной ветвей власти. Среди нарушений – взяточничество, злоупотребление бюджетными ресурсами, кража госсобственности, вымогательство и соучастие в преступлениях.
Отношение правительства к международным и неправительственным усилиям по расследованию предполагаемых нарушений прав человека
В течение прошедшего года власти подвергли преследованию несколько самых известных неправительственных (НПО) организаций в Москве; ряд других официальных действий и заявлений стал показателем сокращения уровня толерантности к свободной деятельности НПО. На пути деятельности НПО на Северном Кавказе чинились значительные препятствия.
Власти продолжили проверки в отношении «Открытой России», НПО, созданной бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским. Наблюдатели полагают, что эти проверки являются первым шагом к роспуску организации.
В ноябре 2003 года десятки мужчин в камуфляже провели рейд в московском офисе Института открытого общества Фонда Сороса. Рейд был проведен сотрудниками частной фирмы, предположительно нанятыми бизнесменом, с которым фонд ведет судебную тяжбу, однако некоторые наблюдатели полагают, что этот шаг был санкционирован правительством.
Несмотря на то что судебный процесс в отношении Юрия Самодурова, директора Центра Сахарова в Москве, продвинулся, к концу года он был еще далек от завершения. Самодурова, а также сотрудницу центра Людмилу Василовскую и художницу Анну Михальчук обвиняют в разжигании национальной, расовой и религиозной ненависти за организацию провокационной религиозной выставки в Центре Сахарова в январе 2003 года.
Несколько НПО сообщили о росте сложностей в отношениях с местными властями. Сложности варьировались от получения виз и проблем с регистрацией до задержек разрешений на въезд в Чечню и отказов в разрешении посещения лагерей для перемещенных лиц с целью оказания содействия.
Отношение правительства к правозащитным НПО варьировалось так же, как и степень сотрудничества, в зависимости от предполагаемой угрозы для национальной безопасности и степени оппозиции властям конкретной НПО. Например, большинство НПО, наблюдающих за условиями содержания в тюрьмах, поддерживали отличные отношения с властями, однако отношения с правительством тех НПО, которые занимаются мониторингом ситуации в Чечне, были более напряженными.
Выдержки из доклада
Хотя в целом правительство России с уважением относилось к правам человека, в некоторых сферах соблюдение прав человека было неудовлетворительным или ухудшилось. Изменения в законах об избрании парламента и переход с выборов на назначение региональных губернаторов президентом еще более укрепляет власть исполнительной ветви и вкупе с ограничениями, наложенными на СМИ, с послушной Государственной думой, нарушениями в ходе последних национальных выборов, коррупцией в правоохранительных органах и политическим давлением на суд вызывают обеспокоенность ухудшением ответственности правительственных лидеров перед народом.
Соблюдение прав человека остается плохим в продолжающейся борьбе с боевиками в Чечне, в ходе которой обе стороны почти не проявляют уважения к основным правам человека. Были получены достоверные сообщения о серьезных нарушениях, включая многочисленные сообщения о незаконных убийствах и похищениях гражданских лиц федеральными силами и чеченскими боевиками. Сентябрьская резня в школе в Беслане в Северной Осетии, во время которой погибли школьники и взрослые, стала воплощением крупных нарушений прав человека со стороны террористических элементов в регионе. Появлялись сообщения о вовлеченности правительственных сил и повстанцев в политически мотивированные исчезновения людей в Чечне и Ингушетии. Продолжились преследования тех, кто добивается наказания за эти нарушения.
Согласно достоверным сообщениям, сотрудники правоохранительных органов принимали участие в пытках, насилии и применяли другие жестокие или унизительные меры, часто безнаказанно. По-прежнему крупной проблемой остается дедовщина в вооруженных силах. Условия содержания в тюрьмах улучшились, однако по-прежнему остаются суровыми и зачастую создающими угрозу для жизни.
Правительственное давление продолжило ослаблять свободу слова и независимость СМИ, в частности крупных национальных телеканалов и региональных СМИ, которые являются основным источником информации для большинства населения. Власти, прежде всего на местном уровне, ограничили свободу собраний и ввели ограничения на деятельность отдельных религиозных групп. Сохраняется проблема социальной дискриминации, преследований и насилия против некоторых религиозных меньшинств, несмотря на некоторые попытки властей разрешить ее. Некоторые местные правящие органы ограничили свободу передвижения граждан, в частности отказывая в официальном разрешении на проживание выходцам из других регионов страны.
Правительственные институты продолжили накладывать ограничения на деятельность гуманитарных неправительственных организаций и международных организаций в Чечне, что может быть лишь частично объяснено мерами безопасности.
Свобода слова и СМИ
Сохранилось правительственное давление на СМИ, что привело к многочисленным посягательствам на эти права. Продолжительные финансовые трудности, а также давление со стороны правительства и крупных частных компаний, связанных с правительством привели к ограничению автономии многих СМИ. Правительство все активнее использовало свои механизмы контроля во всех национальных и региональных, теле- и радиостанциях для сокращения доступа к информации о вопросах, которые оно считает деликатными. С помощью различных способов оно серьезно ограничило освещение всеми СМИ событий в Чечне. Есть признаки того, что правительственное давление иногда заставляло журналистов прибегать к самоцензуре. Однако общество сохранило доступ к информации по большинству тем и к разнообразным мнениям в печатных СМИ и в интернете.
Правительство ограничивало право на свободу слова по таким деликатным вопросам, как поведение федеральных сил в Чечне, обсуждение религиозных вопросов и противоречивых реформ в социальном секторе. Некоторые региональные и местные власти воспользовались процессуальной слабостью правовой системы для проведения арестов по сфабрикованным предлогам за критику в отношении правительства. За некоторыми исключениями, судьи не проявляли готовности бросать вызов влиятельным федеральным и местным чиновникам, которые пытались наказать журналистов. Эти процедуры часто приводили к взысканию штрафов.
Все, кроме одной национальной газеты, остались в частных руках. Однако правительство предпринимало попытки влиять на освещение событий независимыми изданиями. Примерно две трети 2,5 тыс. телеканалов в стране полностью или частично принадлежат федеральным или местным властям, и правительство косвенно влияло на частные вещательные компании благодаря частичному владению акциями коммерческих структур, таких, как энергические гиганты «Газпром» и «Лукойл», которые, в свою очередь, владеют крупными пакетами акций СМИ. Такое влияние, однако, далеко не однородно. Например, финансируемая «Газпромом» радиостанция «Эхо Москвы», сохраняла крайне независимую позицию, и освещение ею событий и комментарии часто были критичны в отношении правительства.
Из трех национальных телеканалов «Газпром» владеет телеканалом «Россия» и имеет контрольный пакет «Первого канала» и третьего национального телеканала, НТВ, который ранее придерживался независимой редакторской политики. Правительству, в свою очередь, принадлежит контрольный пакет «Газпрома», а также крупнейшие радиостанции «Маяк» и «Радио России» и новостные агентства «Итар-Тасс» и «РИА «Новости».
Правительство оказывало прямое давление на принадлежащие государству СМИ. Журналисты и ведущие новостей «России» и «Первого канала» сообщали о том, что получили «инструкции» от своего руководства, подготовленные президентской администрацией. В этих инструкциях оговаривалось, каких политиков они должны поддерживать, а каких критиковать. В государственных СМИ критика президентской политики запрещена, ее не приветствуют на НТВ и во многих частных печатных изданиях.
По сообщениям корреспондентов, их начальство часто просило их заручиться одобрением на репортажи на политические темы до того, как они попадут в эфир, и руководство часто вырезало «негативные фразы» о правительственных чиновниках и политике. Например, пресса сообщила, что принадлежащие правительству телеканалы получили списки, в которых содержалось требование заменять слово «Чечня» на «республику Чечня», а фразу «замена льгот деньгами» на «монетизированные льготы». Несмотря на эти ограничения, высокопоставленные представители президентской администрации выказывали свое недовольство руководителям «России» и «Первого канала» по поводу того, что они рассматривали как критику президента в эфире.
На протяжении 2004 года правительство еще более ограничило редакционную независимость и политическое влияние НТВ. В июне был уволен Леонид Парфенов, автор и ведущий популярной аналитической программы «Намедни», после того как он открыто выступил против решения телеканала не пускать в эфир интервью со вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. В июле «Газпром-Медиа» назначил главой НТВ Владимира Кулистикова, бывшего главу отдела новостей «России», и Кулистиков закрыл большинство политических программ телеканала, включая популярную «Свободу слова», последнее ток-шоу в формате дискуссии. В декабре Кулистиков снял популярного журналиста Алексея Пивоварова с должности ведущего основной новостной программы «Страна и мир» после того, как он дал комментарий к увольнению Парфенова. НТВ сохранило относительно сбалансированный подход к новостному вещанию, однако эти меры сократили проявления свободы слова на телевидении.
Степень редакторской свободы, с которой готово мириться государство, похоже, зависит от размера аудитории. Например, «Рен-ТВ», канал, который по сравнению с другими телеканалами имеет аудиторию всего 5%, часто критиковал Кремль. Однако региональные отделения «Рен-ТВ» часто заменяли критичные новостные программы, идущие в прайм-тайм, местными новостями. Эта практика, помноженная на отсутствие интереса к «московской политике» со стороны провинциальных зрителей, сокращает влияние канала на общественное мнение.
Власти продолжили оказывать давление на журналистов, в частности на тех, кто сообщал о коррупции или критиковал чиновников.
По данным ОБСЕ, милиция задержала ряд журналистов, включая Анну Горбатову и Оксану Семенову из «Новых Известий», Мадину Шавлокову из «Московского комсомольца», Елену Милашину из «Новой газеты» и Андрея Бабицкого, корреспондента «Радио Свобода». Анна Политковская, которая планировала прибыть в Беслан 3 сентября, не смогла сделать этого после сильного отравления во время полета из Москвы. Некоторые правозащитники полагают, что власти отравили ее, чтобы не дать ей возможности освещать события в Беслане.
За 2004 год 5 журналистов скончались при невыясненных обстоятельствах, включая убийство Пола Хлебникова, редактора Forbes Россия, и 43 подверглись физическим нападениям.
Соблюдение политических прав: право граждан на смену правительства
По конституции граждане имеют право смены правительства мирным путем. Хотя в 2004 году граждане реализовывали это право на практике, президентские выборы 14 марта не соответствовали международным стандартам по нескольким пунктам.
За выборами наблюдала ОБСЕ, которая позитивно оценила техническую сторону выборов, но пришла к выводу, что процесс в целом был омрачен злоупотреблением административными ресурсами, систематически необъективным освещением в СМИ и неравным отношением к политическим партиям, и посему не отвечал международным стандартам. Хотя были соблюдены требования телевизионных политических дебатов и бесплатного времени в эфире для кандидатов, чтобы они могли представить свои позиции, правительство использовало свое влияние на СМИ, в частности на электронные СМИ, для поддержки кандидатов-фаворитов в новостных и иных программах, что привело к необъективному преимуществу нынешнего президента Путина.
Во время декабрьских парламентских выборов в 2003 году возможности оппозиционных партий – в частности тех, что получали финансирование от так называемых «олигархов», – по проведению сильных кампаний были подорваны расследованием и арестом президента ЮКОСа Михаила Ходорковского. Преследование Ходорковского, как предполагается, было вызвано, по крайней мере, частично тем, что он оказывал значительную финансовую поддержку оппозиционным организациям. Другие состоятельные покровители оппозиционных партий и кандидатов отреагировали на эту скрытую угрозу, сократив свои политические пожертвования. Проправительственные силы, наоборот, активно полагались на «административные» ресурсы, используя мощь и влияние региональных и местных чиновников для максимально выгодного освещения в СМИ и финансирования своих кампаний. В некоторых случаях сотрудники местных избирательных комиссий «подгоняли» законы для того, чтобы дисквалифицировать местных оппозиционных кандидатов в Думу. В результате парламентские выборы не соответствовали ряду международных критериев демократических выборов.
29 августа президентские выборы состоялись в Чечне. По официальным результатам, 74% избирателей проголосовали за поддерживаемого Кремлем кандидата, однако региональные эксперты, присутствовавшие на выборах, предполагают, что заявленная Кремлем явка избирателей была искусственно завышена и что во время выборов были отмечены нарушения.
Разработанный Кремлем и введенный в декабре закон отменил прямые выборы региональных губернаторов страны. По новому закону губернаторы будут назначаться президентом и должны быть одобрены региональными парламентами. Те парламенты, которые не утвердят президентского кандидата, в итоге могут быть распущены.
Предложения по изменениям в системе выборов, рассматриваемые на протяжении года, сопровождались консолидацией политической власти в руках Кремля. Арест Ходорковского в октябре 2003 года по обвинению в мошенничестве во время приватизации промышленного имущества в 1990-х – это самый мощный из ряда политически мотивированных шагов, направленных против состоятельных «олигархов», которые представляют собой ядро потенциальной политической оппозиции президенту. Многие наблюдатели-правозащитники сочли это предупреждением для других олигархов о том, чтобы они не вмешивались в политические дела и не финансировали независимое гражданское общество.
Коррупция остается широко распространенной и давней проблемой законодательной и исполнительной ветвей власти. Среди нарушений – взяточничество, злоупотребление бюджетными ресурсами, кража госсобственности, вымогательство и соучастие в преступлениях.
Отношение правительства к международным и неправительственным усилиям по расследованию предполагаемых нарушений прав человека
В течение прошедшего года власти подвергли преследованию несколько самых известных неправительственных (НПО) организаций в Москве; ряд других официальных действий и заявлений стал показателем сокращения уровня толерантности к свободной деятельности НПО. На пути деятельности НПО на Северном Кавказе чинились значительные препятствия.
Власти продолжили проверки в отношении «Открытой России», НПО, созданной бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским. Наблюдатели полагают, что эти проверки являются первым шагом к роспуску организации.
В ноябре 2003 года десятки мужчин в камуфляже провели рейд в московском офисе Института открытого общества Фонда Сороса. Рейд был проведен сотрудниками частной фирмы, предположительно нанятыми бизнесменом, с которым фонд ведет судебную тяжбу, однако некоторые наблюдатели полагают, что этот шаг был санкционирован правительством.
Несмотря на то что судебный процесс в отношении Юрия Самодурова, директора Центра Сахарова в Москве, продвинулся, к концу года он был еще далек от завершения. Самодурова, а также сотрудницу центра Людмилу Василовскую и художницу Анну Михальчук обвиняют в разжигании национальной, расовой и религиозной ненависти за организацию провокационной религиозной выставки в Центре Сахарова в январе 2003 года.
Несколько НПО сообщили о росте сложностей в отношениях с местными властями. Сложности варьировались от получения виз и проблем с регистрацией до задержек разрешений на въезд в Чечню и отказов в разрешении посещения лагерей для перемещенных лиц с целью оказания содействия.
Отношение правительства к правозащитным НПО варьировалось так же, как и степень сотрудничества, в зависимости от предполагаемой угрозы для национальной безопасности и степени оппозиции властям конкретной НПО. Например, большинство НПО, наблюдающих за условиями содержания в тюрьмах, поддерживали отличные отношения с властями, однако отношения с правительством тех НПО, которые занимаются мониторингом ситуации в Чечне, были более напряженными.
Источник: Инопресса.Ру