Экономика «чудес»: почему государственные компании так неэффективны

Листая прессу

Валерий
Зубов, профессор Высшей школы бизнеса МГУ, депутат Госдумы
Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества

РБК,
28.09.15

Госкорпорации работают неэффективно по всему миру. Но в России ситуация
усугубляется тем, что госкомпании расширяют область «государственного мышления»
на ту часть экономики, которая должна была бы быть конкурентной

В новом цикле статей на РБК «Белые слоны российской экономики» Валерий Зубов и
Владислав Иноземцев рассматривают, в какие объекты инвестировало государство в
последние годы и почему эти вложения оказались крайне неэффективны.

Уверенные потери

Государства часто ругают за неэффективность. Во всем мире есть много примеров,
как их «инвестиционные» решения оказываются предельно неудачными, сметы растут
в разы, а результаты больших строек или помпе­зных проектов никого не
вдохновляют. Именно поэтому большое распро­странение получили государственные
корпорации — компании, которые в силу ряда причин находятся в собственности
государства, но действуют как коммерческие предприятия. EDF-GDF, SNCF,
Framatome или Areva во Франции, Deutsche Bahn и система земельных банков в
Германии, Saudi Aramco, Sinopec, Petrobras и Pemex или Statoil в Норвегии — все
они оперируют в совершенно рыночной среде, потому достаточно успеш­ны (выручка,
например, той же Deutsche Bahn на одного работника превышает показатель РЖД в
три раза).
Реклама

В России ситуация усугубляется тем, что госкомпании не столько привносят
позитивные черты бизнеса в те секторы, ко­торые выполняют квазигосударственные
функции, сколько расширяют об­ласть «государственного мышления» на ту часть
экономики, ко­торая должна была бы быть конкурентной. В результате появляются
новые стада «белых слонов», порождаемых не государством, но формально
коммерческими ком­паниями.

Классический пример — крупные государственные энергетические ком­пании. Мало
того что они вопиюще неэффективны (выручка на одного занятого в «Роснефти» в
7,8 и 4,4 раза меньше на одного занятого, чем у зарубежных конкурентов, таких
как ExxonMobil или Chevron), они заняты прежде всего подавлением конкурентов и
«в свободное время» фи­нансированием неокупаемых проектов.

«Газпром» уверенно теряет как внут­ренний, так и внешний рынок: за последние 15
лет на внутреннем рынке его реализация сократилась на 15%, а на главном —
европейском рынке — на 1/3. При этом государство твердо защищает позицию своего
экспортного монополиста.

Сегодня весь дополнительный инфляционный доход, связанный с падением курса
рубля, присваивается «Газпромом», а получаемые средства направляются в безумные
инфраструктурные проекты. Газопровод Сахалин — Владивосток используется на 20%.
«Турецкий поток» даже при наличии обещанных скидок — более чем на 10%. Освоение
«Штокмана» просто закрыто с потерями 22,3 млрд руб. Всего на невостребованные
проекты «Газпром» потратил около 2,5 трлн руб.

Интересно только тратить

«Роснефть» также сейчас занята «стратегически важными» проектами на шельфе, на
которые собирается в следующие 20 лет тратить по $20 млрд в год, хотя из-за
финансовых и технологических проблем перспективы всего северного шельфа
выглядят все менее реалистичными. Очевидно, что наличие таких планов было
возможно только при особых ценах на нефть и возможной страховке средствами ФНБ.

«Российские железные дороги» — еще один пример. В центре их «инвес­тиционной»
стратегии стояло развитие скоростных железных дорог и так называемого
восточного полигона. На слушаниях в Государственной думе по проекту скоростной
магистрали Москва — Казань РЖД заявила предполагаемую доходность в 2,4% на 1
руб. инвестиций. Если учитывать, что запрашиваемые средства на данный проект из
ФНБ в тот момент приносили именно такую доходность, этот проект вообще не имеет
смысла. Но ведь для реализации проекта РЖД рассчитывает еще и на бюджетные
льготы.

С другой стороны, около 75% ожидаемых трат (до 400 млрд руб.) выделяется на
БАМ, а не на Транссиб, хотя по первому перевозится в основном необработанное
сырье, из которого основную массу составляют убыточные перевозки угля, а по
второму — высокодоходные контей­нерные грузы. Простые подсчеты показывают, что
вложение этой суммы в увеличение пропускной способности «восточного полигона»
на 40 млн т в год, если 75% грузопотока будет приходиться на сырье, а 25% — на
контейнерные грузы, в принципе неокупаемо. Понятно, что пригородное сообщение
на фоне этих гранди­озных проектов считается «неинтересным» и уходит из зоны
внимания РЖД.

Не только давно известные компании, но и новые, как только они на­деляются
вниманием государства, начинают «производить» чудеса. Лучший пример —
корпорация «Сухой», точнее, ее опыт в гражданском авиа­строении. Еще в 2010
году высокие руководители обещали выпуск 60 самолетов Superjet-100 в год. За
последние восемь лет выпущен 91 авиалайнер, из них в эксплуатации находится 66,
в основном в российских авиационных компаниях — «Аэрофлоте» и «Газпром авиа».

На производство поставленных на сей день авиаторам машин совокупной каталожной
стоимостью 105 млрд руб. из бюджета выделено дотаций на 175 млрд руб., в том
числе уже в 2015 году 100 млрд руб., когда безрадостные перспективы проекта
фактически предопределены. Общий долг корпорации ОАК, производящей
Superjet-100, превысил 300 млрд руб.

Все за бесплатнохалявы

«Государст­венные» бизнесы не только неэффективны — они в большинстве случаев
су­ществуют в излишне комфортной финансовой среде.

Во-первых, это заметно по завышенным тарифам. Те же газ, бензин или
электричество могли бы стоить намного меньше, если бы на рынке было больше
конкуренции, если бы «экспортная рента» за газ распределялась в равной мере
между всеми газодобытчиками, а вместо новых трубопроводов силы и средства
«инвестировались» в нормальные отношения с «транзитерами».

Уже сейчас автомобильный транспорт, несмотря на качество наших дорог, в
большинстве случаев выгоднее железнодорожного. Только за последние пять лет
удельный вес перевозок пассажиров железнодорожным транспортом снизился на 10
пунктов (в основном из-за конкуренции со стороны авиакомпаний). Пока же все
«инвестиционные» траты гос­компаний оплачивают потребители и конкурентные
бизнесы.

Во-вторых, существует масса индивидуальных преференций, помогающих «белым
слонам» жить и процветать. Те же «Газпром» и «Роснефть» — это единственные две
энергетические компании, которые за последние десять лет получали лицензии на
разработку новых месторожде­ний не только без конкурса, но и бесплатно. Кроме
того, государственные компании получают существенные налоговые льготы, что
означает по сути дополните­льное финансирование из бюджета. Так, «Роснефть»
получила льготы на 22 восточносибирских месторождения, хотя поставки с этих
«льготных» месторождений за рубеж фактически означают дотирование иностранных
бюджетов, в первую очередь Китая. В настоящий момент в практическую стадию переходит
решение вопроса о льготах для еще фактически не начавшегося проекта «Сила
Сибири».

«Финансовое кровосмешение»

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация и в банковском секторе. В
то время как ЦБ проводит усиленную чистку среди частных банков, наибольшие
проблемы начинают вызревать в государственном сегменте — у банков, участвующих
в «государственных проектах». Основной объем докапитализации — 1,5 трлн руб. —
пришелся на крупнейшие банки. Причины необходимости такого решения разные: у ВТБ
это приобретение с заведомыми дырами в бюджете Банка Москвы на 200 млрд руб. (в
равной степени покрытие кредитами ЦБ и бюджета). РСХБ осуществляет
псевдокредитование (фактически дотирование сельскохозяйственной отрасли,
функционирующей на заведомо убыточных условиях), потому без докапитализации,
без общественных средств в принципе функционировать не может. Сбербанк начинает
накапливать активы взамен невозвратных кредитов, как, впрочем, и псевдочастный
Газпромбанк.

Но, пожалуй, самое опасное звено образуется в бесконтрольном со стороны ЦБ
ВЭБе, учрежденном федеральным законом как корпорация развития. Он почти сразу
стал каналом перекачки бюджетных средств в заведомо нерентабельный проект.

После Олимпийских игр в Сочи банк уже вынужден практически на неопределенный
срок отложить взыскание долгов на 250 млрд руб., получив 200 млрд руб. на
докапитализацию. Плюс более 2,15 трлн руб. накопительной части пенсий
«молчунов» — их банк надеялся разместить в «инфраструктурные облигации»
дружественного стада «белых слонов»: РЖД, «Россети», «Автодор» и т.д.

Но вот какой факт смотрится наиболее интригующе: стоило только министру
финансов заявить о возможном выпуске государственного займа в виде ОФЗ на 1
трлн руб., как сразу нашлись желающие среди банков приобрести эти облигации. А
говорилось, что у банков нет средств для кредитования реального сектора.

Какая простая схема: под видом капитализации выделяются деньги из бюджета, а
потом происходит мгновенный их возврат в бюджет через приобретение ОФЗ. Такой
бизнес хочется назвать не иначе как «финансовое кровосмешение».

В таких условиях место поддержке производства, не говоря уже о модернизации и
тому подобным фантазиям, найти вряд ли удастся. «Белые слоны» четко удерживают
фронт своей популяции.

Выход из порочного круга очевиден — демонополизация крупнейших компаний, выход
их на коммерческие условия хозяйствования, отмена неоправданных привилегий.
Первым шагом на данном пути были бы расширение реального общественного контроля
над расходованием общественных (бюджетных и резервов ЦБ) средств и
ответственное использование государственной собственности. Устранение всех форм
прямого и скрытого дотирования — самая существенная поддержка, которая может
быть оказана МСБ, который только и сможет реализовывать задачу диверсификации экономики.

Подробнее на РБК:
http://daily.rbc.ru/opinions/economics/28/09/2015/560923639a79472a14442d47

 

Источник: РБК

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий