Экономика «чудес»: почему государственные компании так неэффективны
Валерий
Зубов, профессор Высшей школы бизнеса МГУ, депутат Госдумы
Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества
РБК,
28.09.15
Госкорпорации работают неэффективно по всему миру. Но в России ситуация
усугубляется тем, что госкомпании расширяют область «государственного мышления»
на ту часть экономики, которая должна была бы быть конкурентной
В новом цикле статей на РБК «Белые слоны российской экономики» Валерий Зубов и
Владислав Иноземцев рассматривают, в какие объекты инвестировало государство в
последние годы и почему эти вложения оказались крайне неэффективны.
Уверенные потери
Государства часто ругают за неэффективность. Во всем мире есть много примеров,
как их «инвестиционные» решения оказываются предельно неудачными, сметы растут
в разы, а результаты больших строек или помпезных проектов никого не
вдохновляют. Именно поэтому большое распространение получили государственные
корпорации — компании, которые в силу ряда причин находятся в собственности
государства, но действуют как коммерческие предприятия. EDF-GDF, SNCF,
Framatome или Areva во Франции, Deutsche Bahn и система земельных банков в
Германии, Saudi Aramco, Sinopec, Petrobras и Pemex или Statoil в Норвегии — все
они оперируют в совершенно рыночной среде, потому достаточно успешны (выручка,
например, той же Deutsche Bahn на одного работника превышает показатель РЖД в
три раза).
Реклама
В России ситуация усугубляется тем, что госкомпании не столько привносят
позитивные черты бизнеса в те секторы, которые выполняют квазигосударственные
функции, сколько расширяют область «государственного мышления» на ту часть
экономики, которая должна была бы быть конкурентной. В результате появляются
новые стада «белых слонов», порождаемых не государством, но формально
коммерческими компаниями.
Классический пример — крупные государственные энергетические компании. Мало
того что они вопиюще неэффективны (выручка на одного занятого в «Роснефти» в
7,8 и 4,4 раза меньше на одного занятого, чем у зарубежных конкурентов, таких
как ExxonMobil или Chevron), они заняты прежде всего подавлением конкурентов и
«в свободное время» финансированием неокупаемых проектов.
«Газпром» уверенно теряет как внутренний, так и внешний рынок: за последние 15
лет на внутреннем рынке его реализация сократилась на 15%, а на главном —
европейском рынке — на 1/3. При этом государство твердо защищает позицию своего
экспортного монополиста.
Сегодня весь дополнительный инфляционный доход, связанный с падением курса
рубля, присваивается «Газпромом», а получаемые средства направляются в безумные
инфраструктурные проекты. Газопровод Сахалин — Владивосток используется на 20%.
«Турецкий поток» даже при наличии обещанных скидок — более чем на 10%. Освоение
«Штокмана» просто закрыто с потерями 22,3 млрд руб. Всего на невостребованные
проекты «Газпром» потратил около 2,5 трлн руб.
Интересно только тратить
«Роснефть» также сейчас занята «стратегически важными» проектами на шельфе, на
которые собирается в следующие 20 лет тратить по $20 млрд в год, хотя из-за
финансовых и технологических проблем перспективы всего северного шельфа
выглядят все менее реалистичными. Очевидно, что наличие таких планов было
возможно только при особых ценах на нефть и возможной страховке средствами ФНБ.
«Российские железные дороги» — еще один пример. В центре их «инвестиционной»
стратегии стояло развитие скоростных железных дорог и так называемого
восточного полигона. На слушаниях в Государственной думе по проекту скоростной
магистрали Москва — Казань РЖД заявила предполагаемую доходность в 2,4% на 1
руб. инвестиций. Если учитывать, что запрашиваемые средства на данный проект из
ФНБ в тот момент приносили именно такую доходность, этот проект вообще не имеет
смысла. Но ведь для реализации проекта РЖД рассчитывает еще и на бюджетные
льготы.
С другой стороны, около 75% ожидаемых трат (до 400 млрд руб.) выделяется на
БАМ, а не на Транссиб, хотя по первому перевозится в основном необработанное
сырье, из которого основную массу составляют убыточные перевозки угля, а по
второму — высокодоходные контейнерные грузы. Простые подсчеты показывают, что
вложение этой суммы в увеличение пропускной способности «восточного полигона»
на 40 млн т в год, если 75% грузопотока будет приходиться на сырье, а 25% — на
контейнерные грузы, в принципе неокупаемо. Понятно, что пригородное сообщение
на фоне этих грандиозных проектов считается «неинтересным» и уходит из зоны
внимания РЖД.
Не только давно известные компании, но и новые, как только они наделяются
вниманием государства, начинают «производить» чудеса. Лучший пример —
корпорация «Сухой», точнее, ее опыт в гражданском авиастроении. Еще в 2010
году высокие руководители обещали выпуск 60 самолетов Superjet-100 в год. За
последние восемь лет выпущен 91 авиалайнер, из них в эксплуатации находится 66,
в основном в российских авиационных компаниях — «Аэрофлоте» и «Газпром авиа».
На производство поставленных на сей день авиаторам машин совокупной каталожной
стоимостью 105 млрд руб. из бюджета выделено дотаций на 175 млрд руб., в том
числе уже в 2015 году 100 млрд руб., когда безрадостные перспективы проекта
фактически предопределены. Общий долг корпорации ОАК, производящей
Superjet-100, превысил 300 млрд руб.
Все за бесплатнохалявы
«Государственные» бизнесы не только неэффективны — они в большинстве случаев
существуют в излишне комфортной финансовой среде.
Во-первых, это заметно по завышенным тарифам. Те же газ, бензин или
электричество могли бы стоить намного меньше, если бы на рынке было больше
конкуренции, если бы «экспортная рента» за газ распределялась в равной мере
между всеми газодобытчиками, а вместо новых трубопроводов силы и средства
«инвестировались» в нормальные отношения с «транзитерами».
Уже сейчас автомобильный транспорт, несмотря на качество наших дорог, в
большинстве случаев выгоднее железнодорожного. Только за последние пять лет
удельный вес перевозок пассажиров железнодорожным транспортом снизился на 10
пунктов (в основном из-за конкуренции со стороны авиакомпаний). Пока же все
«инвестиционные» траты госкомпаний оплачивают потребители и конкурентные
бизнесы.
Во-вторых, существует масса индивидуальных преференций, помогающих «белым
слонам» жить и процветать. Те же «Газпром» и «Роснефть» — это единственные две
энергетические компании, которые за последние десять лет получали лицензии на
разработку новых месторождений не только без конкурса, но и бесплатно. Кроме
того, государственные компании получают существенные налоговые льготы, что
означает по сути дополнительное финансирование из бюджета. Так, «Роснефть»
получила льготы на 22 восточносибирских месторождения, хотя поставки с этих
«льготных» месторождений за рубеж фактически означают дотирование иностранных
бюджетов, в первую очередь Китая. В настоящий момент в практическую стадию переходит
решение вопроса о льготах для еще фактически не начавшегося проекта «Сила
Сибири».
«Финансовое кровосмешение»
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация и в банковском секторе. В
то время как ЦБ проводит усиленную чистку среди частных банков, наибольшие
проблемы начинают вызревать в государственном сегменте — у банков, участвующих
в «государственных проектах». Основной объем докапитализации — 1,5 трлн руб. —
пришелся на крупнейшие банки. Причины необходимости такого решения разные: у ВТБ
это приобретение с заведомыми дырами в бюджете Банка Москвы на 200 млрд руб. (в
равной степени покрытие кредитами ЦБ и бюджета). РСХБ осуществляет
псевдокредитование (фактически дотирование сельскохозяйственной отрасли,
функционирующей на заведомо убыточных условиях), потому без докапитализации,
без общественных средств в принципе функционировать не может. Сбербанк начинает
накапливать активы взамен невозвратных кредитов, как, впрочем, и псевдочастный
Газпромбанк.
Но, пожалуй, самое опасное звено образуется в бесконтрольном со стороны ЦБ
ВЭБе, учрежденном федеральным законом как корпорация развития. Он почти сразу
стал каналом перекачки бюджетных средств в заведомо нерентабельный проект.
После Олимпийских игр в Сочи банк уже вынужден практически на неопределенный
срок отложить взыскание долгов на 250 млрд руб., получив 200 млрд руб. на
докапитализацию. Плюс более 2,15 трлн руб. накопительной части пенсий
«молчунов» — их банк надеялся разместить в «инфраструктурные облигации»
дружественного стада «белых слонов»: РЖД, «Россети», «Автодор» и т.д.
Но вот какой факт смотрится наиболее интригующе: стоило только министру
финансов заявить о возможном выпуске государственного займа в виде ОФЗ на 1
трлн руб., как сразу нашлись желающие среди банков приобрести эти облигации. А
говорилось, что у банков нет средств для кредитования реального сектора.
Какая простая схема: под видом капитализации выделяются деньги из бюджета, а
потом происходит мгновенный их возврат в бюджет через приобретение ОФЗ. Такой
бизнес хочется назвать не иначе как «финансовое кровосмешение».
В таких условиях место поддержке производства, не говоря уже о модернизации и
тому подобным фантазиям, найти вряд ли удастся. «Белые слоны» четко удерживают
фронт своей популяции.
Выход из порочного круга очевиден — демонополизация крупнейших компаний, выход
их на коммерческие условия хозяйствования, отмена неоправданных привилегий.
Первым шагом на данном пути были бы расширение реального общественного контроля
над расходованием общественных (бюджетных и резервов ЦБ) средств и
ответственное использование государственной собственности. Устранение всех форм
прямого и скрытого дотирования — самая существенная поддержка, которая может
быть оказана МСБ, который только и сможет реализовывать задачу диверсификации экономики.
Подробнее на РБК:
http://daily.rbc.ru/opinions/economics/28/09/2015/560923639a79472a14442d47
Источник: РБК