Игорь Иванов: Приватизация синекур
Естественным путем развития карьеры чиновника в рамках нынешней системы является переход в топ-менеджмент госмонополии – что и предопределяет сегодняшний рост влияния государства в экономике.
По мере роста влияния преемников пойдет процесс сокращения влияния самого государства в этих монополиях: чиновники путинского призыва будут обороняться от притязаний тех, кто придет им на смену во власти.
Бывший глава «Роспрома» Борис Алешин ушел работать на АвтоВАЗ. Бывший министр экономического развития и торговли перешел на работу в Сбербанк. Ходят опять-таки упорные слухи о том, что вице-премьер Дмитрий Медведев, вроде как сошедший с президентской дистанции, переберется в кресло председателя правления «Газпрома»: тем более, что здоровье нынешнего главы газовой монополии оставляет желать лучшего.
Не думаю, что тенденция прервется. Вряд ли есть у кого сомнения в том, что аналогичный запасной аэродром есть, например, у Игоря Сечина, председателя совета директоров ««Роснефти» и кумира ее миноритарных акционеров.
В принципе, в том же ряду стоит и карьерный путь Владимира Якунина. После долгих лет, в течение которых он курировал «от питерских» железнодорожную тему, г-н Якунин занял кресло полноценного президента РЖД. Бывший премьер Сергей Кириенко транзитом через Поволжский федеральный округ сел в кресло главы госмонополии в атомной сфере. А если копнуть в глубь веков, то выяснится, что эта традиция начинается, по крайней мере, с Анатолия Чубайса: бывший глава администрации президента стал едва ли не первым политическим, а не карьерным главой госмонополии. Примечательно, кстати, и то, что первый политический глава естественной монополии планомерно занимается ее разрушением, но об этом чуть позже. Таким образом, магистральным, естественным путем развития карьеры топ-политиков в последние годы является переход в кресло главы государственной же корпорации, желательно, монополии.
Чего уж тут удивляться тому, что в России развивается госкапитализм, а не какая-то другая система – дело, понятно, не в идеологии: люди просто создают себе будущие рабочие места.
Здесь очень интересно, как система будет развиваться дальше. Самая очевидная логика развития этой системы такова. Чиновник, допустим, условный Греф, после долгих лет госслужбы получает синекуру, а на его место заступает Греф-2. После тяжелых и продолжительных лет госслужбы Греф-2 начинает задумываться о синекуре. Естественно, взгляд его, в первую очередь, падает на традиционную для его поста госмонополию, которой бессменно руководит Греф-1.
Какой должна быть логика поведения Грефа-1, желающего удержаться на посту главы госмонополии? Следует ли ему развивать вверенную ему компанию, ставить амбициозные задачи и так далее? Нет, поскольку в таком случае он вернее попадет в поле зрения Грефа-2 и его коллег, также задумывающихся о синекурах.
Как показывает практика, эффективна строго обратная политика.
Опытный Анатолий Чубайс, получив госмонополию, взял твердый курс на ее последовательное уничтожение. Такой актив, перманентно находящийся в состоянии полураспада, оказался никому не интересен.
И благодаря умело выбранной тактике Анатолий Чубайс, уверен, продержится в кресле главы РАО «ЕЭС» до полного уничтожения этой структуры – то есть более десятилетия.
Сравните с результатом менеджеров «Рособоронэкспорта», захвативших АвтоВАЗ и запланировавших строительство сразу нескольких заводов на госкредиты. Конечно, их сразу подвинул политический тяжеловес, двух лет не прошло.
Реформы шли и в других естественных монополиях – в «Газпроме», в «РЖД». Но в последних случаях разрушения госмонополии не планировалось. И где теперь менеджеры этих монополий? Вяхирев и Фадеев в отставке, покойный Аксененко был в глухой опале. И только Чубайс, разрушающий до основания, до сих пор держится на коне.
В рамках этой логики – сохранения синекур – после 2008 года нас ждет постепенное изменение государственной политики в области бизнеса.
Будет происходить столь же неуклонное сокращение влияния госкомпаний в бизнесе, снижение доли государства в экономике, в особенности, в госмонополиях, многие из которых к 2016 году обретут, надо думать, эпитет «бывшая государственная».
В принципе, мы уже сегодня видим первые ростки этого процесса – народные IPO. Считалось, что это одна из форм страховки менеджеров госкомпаний: теперь при их увольнении вроде как надо смотреть и на реакцию фондового рынка. Ведь падение курса акций приведет в недовольство десятки, если не сотни тысяч акционеров и членов их семей.
Однако в этом смысле народные IPO таких ожиданий не оправдали: для ВТБ курс акций стал, напротив, проклятьем. А пример Сбербанка показывает, что фондовый рынок в полной мере страховкой от увольнения не является, это решаемая проблема.
Представляется, что процессы размывания доли и влияния государства в монополиях будут идти и дальше, для чего будут изобретаться все новые и новые механизмы.
Источник: Газета.Ру