Институт экономики города не советует частным компаниям вкладывать в ЖКХ из-за тарифных рисков.
Частные инвесторы, пришедшие в управление жилищно-коммунальным комплексом, поторопились. К такому выводу пришли специалисты Института экономики города. Подготовленный Институтом экономики города доклад «Теория и практика реформы жилищно-коммунального комплекса» констатирует, что одна из целей реформы ЖКХ — повышение качества услуг за счет привлечения частного бизнеса — «осталась недостигнутой». Причиной тому эксперты института считают сохранение административной системы управления отраслью, препятствующей внедрению рыночных механизмов.
Главная проблема отрасли — «стихийный и политизированный» процесс тарифообразования. Авторы доклада констатируют, что в подавляющем большинстве муниципалитетов отсутствуют прозрачные правила определения тарифов. Органы местного самоуправления не могут дать никаких гарантий по тарифному регулированию потенциальным инвесторам, считают эксперты. По законодательству полномочия по установлению тарифов в случае замены МУПа на частную управляющую компанию переходят к субъекту Федерации. А приближение выборов «приостанавливает всякую деятельность по пересмотру тарифов, в особенности для населения, как минимум за шесть месяцев до даты выборов», написано в докладе.
Другое препятствие для прихода частных операторов в отрасль — оплата населением лишь части жилищно-коммунальных тарифов. Остальное предприятиям ЖКХ компенсируют бюджеты всех уровней. Но к своим обязанностям государство относится хуже, чем граждане. Государство и население оплачивают тариф в пропорции 50:50. Но граждане в 2001 г. заплатили 95% положенных средств, тогда как бюджеты — только 70% , а в 2002 г. — 90% и 86% соответственно. Для решения этой проблемы специалисты института предлагают перевести бюджетные деньги на поддержку ЖКХ «в распоряжение граждан» через механизм адресных субсидий. Авторы пишут, что проводимый с прошлого года эксперимент по их внедрению в некоторых регионах показал, что средства гражданам перечисляются полностью и практически без задержек.
Бизнесмены соглашаются с выводами института. «Сейчас тарифы рассчитываются по нормативам, которые не полностью отвечают действительности, — констатирует гендиректор компании «Веолия Вотер СНГ» Андрей Капустин. — А методика их установления значительно отличается от принятой на Западе». Но дотации он не считает непреодолимым препятствием для бизнеса: «Главное — не рост тарифов [для населения], а возможность прогнозирования инвестором их изменения». Но заместитель технического директора ТД «Инженерное оборудование» Сергей Иванов считает госдотации серьезным риском для инвестора. «Если потребитель не оплатил услугу, его можно отключить, — рассуждает он. — Но что делать с бюджетом? » А глава московского представительства компании Severn trent water international Мариана Итева говорит, что ее компания готова брать в управление коммунальную инфраструктуру, но из-за описанных институтом рисков пока не станет вкладывать в объекты собственные средства.
Крупный бизнес всерьез интересуется коммунальной инфраструктурой. Дальше всех шагнул «Газпром», который контролирует львиную долю газораспределительных организаций. Многие АО-энерго за долги получили муниципальные сети низкого напряжения. В июле приступила к работе компания «Российские коммунальные системы», учрежденная РАО «ЕЭС России», «Газпромом» и крупными холдингами. Готовится к управлению пермским ЖКХ «Интеррос». Проектами в сфере ЖКХ интересуются НРБ и «Ренова». Получить в управление муниципальные водоканалы стремятся крупные зарубежные компании Veolia Water и Severn trent water international.
Источник: ИА «Альянс Медиа» по материалам газеты «Ведомости»