Качество государства: Без революции
За чередой новостей, иногда весьма драматических и
неожиданных, которые поступают из Украины в последние недели, легко не увидеть
за деревьями настоящего леса и в результате сформировать неадекватную политику
в отношении Украины и ее президента.
Во-первых, оранжевая революция закончилась, но достигла
одной из главных целей: в стране прошли объективные и прозрачные выборы,
оцененные самыми предвзятыми наблюдателями на Западе как весьма
демократические. Виктор Янукович победил честно, а его оппоненты обратились в
суд, решение которого общество приняло как должное. В результате оранжевого
пятилетия Украина научилась проводить демократические выборы и уважать
главенство закона. Власть, которая организовала и провела выборы, их проиграла.
Редчайший, к сожалению, для постсоветского пространства случай. Трудно теперь
представить, чтобы кто-то попытался фальсифицировать следующие украинские
выборы или в случае поражения или несогласия с решением суда призывать людей
выйти на улицы. Научившись демократическим выборам, Украине теперь надо учиться
жить демократически между выборами. Это одна из основных задач, не решенных
оранжевыми и доставшихся команде Януковича.
Во-вторых, впечатляет масштаб и глубина произошедшего,
особенно на фоне других постсоветских стран. К власти через выборы пришла не
просто другая партия или очередной преемник, а партия и ее лидер, находившиеся
до самого конца в непримиримой оппозиции к предыдущей власти и предлагавшие
противоположные ответы на главные вопросы украинского бытия. Им не пришлось
брать власть через революцию, организовывать национальные волнения. Уходящая
власть тем более не пошла на это.
В-третьих, такой резкий — практически на 180 градусов —
поворот не привел ни к коллапсу системы управления в стране, ни к сбоям в
процессе принятия решений, ни к конфликтам внутри истеблишмента, ни к
растерянности украинских силовиков или параличу правоохранительных органов. Страна
плавно перешла под власть оппозиции, которая, заметим, набралась сил именно при
оранжевом президенте, применявшем в борьбе с ней политические, а не
административные методы, что и создало здоровую политическую обстановку в
стране. Популярные в России страшилки о том, что у существующей власти, какой
бы ущербной она ни была, нет замены, а приход оппозиции чреват потрясением
системы управления, оказались несостоятельными на примере Украины.
В-четвертых, прошедшие выборы были, по сути, первыми, в
которых внешние игроки занимали нейтральные позиции, что дает Януковичу
возможность сформировать основные характеристики и идеологию самостоятельного
украинского государства, основы реального суверенитета, национально-государственные
ценности, а также идеологию национального единства. Он может и должен
определить, что же такое Украина в современном мире. У него для этого больше
возможностей, чем было у Ющенко. Более того, ему надо постараться доказать
стране, что он лучше, чем оппозиция, способен укрепить политическую, культурную
и военную независимость страны, а также ее единство и целостность. Конечно, не
факт, что он способен на столь основополагающую роль.
В-пятых, известно, что в меньшинстве, тем более в оппозиции,
быть демократами несложно. Гораздо труднее быть ее приверженцем, когда у тебя в
руках есть власть. Когда в апреле Янукович приедет в Вашингтон, он будет в
отличие от Дмитрия Медведева встречен как победитель демократических выборов. У
США не так много возможностей влиять на Украину, вторую для них после России по
важности страну на постсоветском пространстве. Америка будет оказывать
поддержку Януковичу, хотя размер ее, думается, будет в прямой зависимости от
того, насколько решительно он начнет заниматься реальными проблемами страны и
проводить тяжелые, но непопулярные реформы. Вашингтон будет оказывать давление
на своих союзников в Европе, с тем чтобы двери Евросоюза были открыты для
Украины шире, чем они открыты сегодня для Турции. ЕС в силу многих причин
сегодня не готов к расширению на восток, но большинство украинцев выступают за
вступление в эту организацию. Чем демократичней и самостоятельней будет
украинский президент, тем проще ему будет находить язык с Западом и трудней —
с Россией. Чем авторитарней и дальше от украинских суверенных интересов он
будет, тем активнее будет происходить его сближение с Россией и удаление от
Запада.
В-шестых, глобальный кризис — не лучшая атмосфера для
решения проблем украинской экономики, находящейся в катастрофическом положении.
Ни США, ни ЕС сегодня не в состоянии заниматься этим вопросом. Главным
партнером здесь для Януковича является Россия. Но ему нужна экономически
сильная и щедрая, но политически нейтральная Москва, не ставящая его в
безвыходные положения и не усиливающая и без того мощную оппозицию. Украине
нужен Запад в качестве политического партнера, Россия — в качестве
экономического. Добиться баланса Януковичу будет крайне сложно, особенно
учитывая, что для России Украина важна не как экономический, а в первую очередь
как политический партнер и — желательно — военный союзник. Экономика
Украины для Москвы — лишь инструмент государственного строительства
соседнего государства, ибо российская безопасность в значительной степени
зависит от геополитической ориентации и надежности «украинского пояса
безопасности». С этих позиций надо рассматривать возможную перезагрузку
отношений Украины и России, включая энергетику и базу в Севастополе.
Украина является демократическим лидером на постсоветском
пространстве. Успех Януковича нужен не только ей самой, но и соседям по бывшему
СССР, Америке и ЕС. Украина должна стать не полем новой борьбы России и Запада,
а страной, где демократия и суверенитет — стороны одной медали.
Автор —
директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности,
Вашингтон
Источник: Ведомости