Константин Сонин: Правила игры: Начало пути.
Эта колонка была сдана в печать, когда первые результаты вчерашних парламентских выборов еще не были известны. Точнее, не были известны проценты голосов, набранные партиями. Зато известно, что выборы прошли по законам, не соответствовавшим минимальным демократическим стандартам, да и исполнение этих законов было чрезвычайно избирательно. Именно это, наряду с ограничениями на приезд части международных наблюдателей, сделало выборы 2007 г. нелегитимными в глазах зарубежных наблюдателей.
Это было бы еще ничего — политическая динамика в России практически не зависит от того, как относятся к происходящему за границей, но масштабное использование административного ресурса значительно подорвало легитимность парламента в глазах жителей нашей страны. При этом то, что еще в сентябре могло показаться шагом вперед к установлению современного автократического режима по китайскому, японскому или мексиканскому образцу — через институционализированную правящую партию, к декабрю превратилось в нечто совсем другое. Персоналистские режимы, бывает, выживают в период высоких темпов роста, но быстро дряхлеют в период экономических проблем. Точно так же с помощью внешнего врага можно мобилизовать электорат, но успешно управлять страной с помощью постоянной мобилизации невозможно. Так что одним из главных итогов этих выборов стало то, что на них ничего не заканчивается. Наоборот, начинается новая, более содержательная фаза политической жизни.
И речь не идет о вопросе, каким способом президент Путин попытается сохранить власть после окончания своих конституционных полномочий. Это занимательный вопрос, но неважный. Результат этого процесса будет таким же, как и у вчерашних выборов в парламент, — сохранить власть удастся за счет популярности президента, благодушия населения и силы имеющегося административного ресурса, но в то же время легитимность будет даже не легитимность внутри страны, а легитимность режима для самого себя. То есть такая, которая позволяет не иметь проблем, пока все в экономике в порядке, и которая быстро улетучится, если проблемы возникнут.
Так что, скорее всего, следующие парламентские выборы пройдут раньше чем через четыре года. В случае «верхушечной» политической нестабильности, а автократические и тем более персоналистские режимы чреваты нестабильностью такого рода. Наиболее простым и естественным требованием оппонентов Путина будет как раз требование о проведении новых парламентских выборов. Поскольку легитимность нынешнего парламента низка, это требование будет весьма популярным. В случае политической нестабильности «снизу», вызванной или инфляцией, или завышенными ожиданиями, или просто усталостью от Путина, к требованию новых парламентских выборов добавится и требование вернуть одномандатные округа. То, что россияне готовы терпеть отсутствие представительной власти в эпоху благоденствия, вовсе не означает, что они будут так же терпеливы тогда, когда рост благосостояния замедлится.
Автор — профессор Российской экономической школы
Источник: Ведомости