Константин Сонин. Правила игры: Успешная реформа
Одной из реформ, начавшихся с приходом к власти Владимира Путина, было дерегулирование — снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес. При всей очевидной необходимости эта реформа казалась не самым перспективным кандидатом на выживание. Ее основные задачи — уменьшение роли чиновников и облегчение жизни частных предпринимателей — на первый взгляд противоречили общему курсу на увеличение роли государственных органов в экономике. Законы, обеспечивавшие реформу, вводились в действие с августа 2001 г. по июнь 2003 г., т. е. до дела ЮКОСа, с которого начался переход к государственническому курсу.
Тем не менее очередной раунд мониторинга административной реформы, уже четыре года проводимый в ЦЭФИР под руководством Екатерины Журавской, подтвердил, что облегчение жизни малого бизнеса может быть записано в актив путинского президентства. Из ответов руководителей малых предприятий (20 регионов по 100 фирм в каждом) на подробные вопросы о трудностях, которые им приходится преодолевать, видны значимые улучшения чуть ли не по всем фронтам. Государственные органы точнее следуют принятым законам — лицензии выдаются быстрее и, как положено, на пять лет, необоснованных проверок все меньше, все проще и дешевле оформить помещение в собственность или аренду. Поскольку на бумаге принятые законы снижали административную нагрузку, то, что практика приблизилась к букве закона, — настоящий успех. Пресловутый легализм Путина — постоянный упор именно на букву, а не на дух закона, который выглядел лицемерием в деле ЮКОСа и казуистикой в вопросе о выборности губернаторов, оказался чрезвычайно уместным там, где суть дела состояла как раз в формальном выполнении прогрессивного закона.
Успех дерегулирования отличается от абстрактных достижений в области укрепления государственности или побед на газовом фронте, про которые любят говорить штатные и внештатные пропагандисты. Предприниматели отвечали на вопросы о часах, затраченных в очереди в налоговой полиции, количестве незаконных, по их мнению, инспекций, размерах взяток при оформлении земли в аренду — это нельзя свести к результатам телевизионного манипулирования. Не все обстоит хорошо: например, значительный процент бизнесменов жалуется на растущие проблемы с налоговой службой. Все-таки во всем мире бизнесмены жалуются на налоги, но не на тех, кто их собирает.
Когда-то экономисты Андрей Шлейфер и Роберт Вишны предложили теорию коррупции, которую можно было бы назвать “теорией одной крыши”. Суть состоит в том, что в случае, когда процесс сбора взяток полностью децентрализован — и санинспектор, и пожарник, и все остальные инспектора никак не координируют свои действия, — нагрузка на фирмы будет больше, чем в случае, когда бюрократы следуют указаниям одной “крыши”. Не исключено, что именно эта теория лучше всего объясняет успех дерегулирования — для снижения нагрузки на малый бизнес необходимо было снизить число “крыш”, т. е. госорганов, которые собирали с предпринимателей взятки за право заниматься бизнесом. В теории необходимо было принять законы, которые бы регламентировали деятельность чиновников. На практике — сделать так, чтобы они заработали.
Автор — профессор Российской экономической школы / ЦЭФИР
Источник: Ведомости