Кто мы, если не Европа
Кто мы, если не Европа
«Россия не
Европа». Эту фразу скромного чиновника из Минкульта, взорвавшего одним «мэмом»
все многовековые напластования политической, философской, общественной мысли
России, скоро можно будет напевать в ритме рэпа. Можно добавить, что Россия в
этой логике чрезмерной самобытности и идентичности, предполагающей блуждание по
Думе Жириновского в косоворотке, а Яровой в кокошнике, — Азиопа. Или, в
терминах Иосифа Бродского, окраина Китая. Или, как говорят в Австралии,
Северная Азия.
Одна из книг
Сэмюэла Хантингтона, добрым словом поминаемого в концепции культурной политики,
потому что он предрекал столкновение цивилизаций, называлась «Кто мы?» и была
посвящена размываемой глобальными процессами американской идентичности. А кто
же мы, если не Европа?
Российская
ментальность очень подвижна. Она очень чувствительна к государственной
пропаганде или политической моде. Народ, реализовавший таврический проект
Екатерины, отныне может считать себя не Европой. Начальство сказало, что он —
народ-победитель. Ибо, как писал поэт Ермил Костров (1755—1796), прославляя
императрицу, без единого выстрела взявшую Крым: «Процветающа Таврида,/
Возгордись своей судьбой!/ Не облекшись громом брани,/ Не тягча перуном длани,/
Покорил тебя герой».
Социология
показывает, что отношение граждан, например, к Китаю, о котором теперь говорят
как о самом перспективном партнере, быстро и последовательно меняется в лучшую
сторону (исследование ФОМа). Четверть респондентов считают, что тех, кто не
одобряет взятие Крыма, надо примерно наказать (исследование ВЦИОМа). Ну и так
далее. Кажется, мы ментально самодостаточны и готовы впрыснуть в себя мощную
дозу азиатчины.
Но вот,
например, структура поездок россиян. Горячая пятерка стран (по данным
Росстата), куда наши люди отправляются не с туристическими даже целями, а по
«частным делам»: Финляндия, Эстония, Литва, Турция. Дальше идет Германия. К
Рюриковичам все больше тянет. Ну а что до Турции, то она и сама со своей
идентичностью разобраться не может в последнее время.
В 2013 году
в странах Евросоюза побывали почти 19 миллионов граждан России, в том числе 7,7
миллиона — с целью туризма. Российский турпоток растет бешеными темпами: в
Испанию в 2013-м — на 32% больше по сравнению с 2012-м, в Грецию — на 54,7%.
Или вот
импорт. 44% товарных ресурсов розничной торговли — импортные. Продовольствие,
медикаменты, технологии, комплектующие, запчасти. По данным Росстата, на страны
ЕС приходится третья часть импортируемых продовольственных товаров. Особенно
чувствительными товарами являются молочные и мясные продукты. То есть
духовность наша — особая. А вот «сало русское» (С.В. Михалков) мы не едим.
Украинское — тем более.
Ну и еще немного
цифр. 70% российского лекарственного рынка — импорт. И — внимание: 77% общего
импорта лекарств — страны ЕС (США — всего 5%).
Переориентация
поставок российского энергосырья на восток — дело геополитически важное,
высокодуховное, соответствующее концепции культурной политики. Но пока,
например, экспорт нефти в страны ЕС в 2013 году составил 67% от общего экспорта
этого сырья. Доля экспорта нефти в Китай и Японию — 11% и 5%. Есть разница
между 67% и 11%?
А так,
конечно, мы не Европа… Скифы, азиаты, с раскосыми и жадными…
Постоянный адрес страницы:http://www.novayagazeta.ru/columns/63262.html
Источник: Новая газета