Пенсии: Распределить ответственность

Листая прессу

Чем ближе к 1 января 2010 г., тем больше споров вокруг грядущего очередного этапа пенсионной реформы. Как известно, именно с этой даты правительство предлагает повысить совокупные обязательные страховые взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда (в том числе в Пенсионный фонд — с нынешних 20% до 26%). Кроме того, эти взносы будут браться только с годового заработка, не превышающего 415 000 руб., а также произойдет «валоризация» пенсий тем, кто уже вышел на заслуженный отдых и имеет советский трудовой стаж.
Естественно, что недоволен бизнес, которому придется нести дополнительную социальную нагрузку. Но, как оказывается, новациям противятся и такие авторитетные игроки, какМинистерство финансов и Министерство экономического развития. В чем же проблема? Что изменилось с 1 октября прошлого года, когда правительство одобрило вышеперечисленные новации?
Оказывается, за истекшие шесть месяцев радикально изменилась экономическая ситуация. И дело здесь не в конкретных цифрах снижения ВВП, промышленного производства или заработных плат, которые для правительства стали неожиданностью. Главная проблема — в невозможности выстроить сколько-нибудь достоверный прогноз основных макроэкономических показателей даже до конца 2009 г., не говоря уже о 2010-2011 гг. А ведь для уверенного оперирования пенсионной системой нужен горизонт не в один десяток лет.
Я внимательно изучил подготовленные Минздравсоцразвитиярасчеты о будущем пенсионной системы, произведенные до 2060 г. Там отсутствуют варианты изменения макроэкономического базиса. Поэтому любое изменение, не предусмотренное в прогнозе (а это более чем вероятно), делает все эти выкладки бессмысленными. Тем самым и цена этого документа нулевая.
Можно ли отсюда сделать вывод о том, что ничего в пенсионной сфере сделать сейчас невозможно? Конечно, нет. Речь идет о структурных вопросах, решение которых давно назрело и практически не зависит от величины денежных потоков.
1. Замена ЕСН на страховые платежи — хотя и запоздалое, но правильное решение, если речь не идет об изменении нагрузки нафонд оплаты труда.
2. Надо наконец отделить пенсионное страхование от пенсионного обеспечения. Это означает, что полная ответственность за материальное положение нынешних пенсионеров, а также тех работников, кто выходит на заслуженный отдых в ближайшие 5-10 лет, ложится на федеральный бюджет. Почему именно так? Дело в том, что формирование нынешних пенсий происходило и продолжает происходить не в соответствии со страховыми принципами, а исходя из финансовых возможностей государства. Соответственно, источником ресурсов для выплат нынешним пенсионерам и тем, кто скоро к ним присоединится, должен стать не специальный обязательныйстраховой взнос, а вся совокупность налогов, поступающих вфедеральный бюджет.
3. А вот те работники, кто имеет обязательный накопительныйсчет (1967 года рождения и моложе), остаются в ведении Пенсионного фонда, и именно за них работодатель выплачивает обязательный страховой взнос, меньшая часть которого идет в федеральный бюджет для покрытия обязательств перед нынешними пенсионерами, а оставшаяся (большая) часть аккумулируется на индивидуальном счете работника и инвестируется.
4. Работникам, только-только вступающим в трудовую жизнь, необходимо установить, что практически весь обязательный страховой пенсионный взнос идет на их персональные накопительные счета.
5. Пенсионный фонд наконец обретает законный статус (сейчас он не определен) — «особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения». Учредителями Пенсионного фонда стали бы государство ипредставители работодателей и работников, например делегированные Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
6. Пенсионный фонд инвестирует накопленные средства (через управляющие компании) не только и не столько в ценные бумаги, сколько в приобретение производственных активов (совладениенаиболее прибыльными и перспективными российскими и зарубежными предприятиями). Возникает вопрос: а как же финансовые источники поддержания пенсионной системы? Здесь понятно одно: обязательства по линии пенсионного обеспечения не могут быть снижены. Это вызовет массовое недовольство и без того небогатых пенсионеров. На 2010-2011 и последующие годы, несмотря на возможные проблемы с наполнением федерального бюджета доходами, эта строка должна быть неприкосновенна и индексироваться в связи с инфляцией. Исходя из этой позициирасчет необходимых расходов весьма прост. В 2009 г. расходы на выплату трудовых пенсий составят, как ожидается, 3,2 трлн руб. Соответственно, в 2010 г. расходы федерального бюджета на этицели должны составить (если инфляция достигнет, допустим, 10%) 3,5-3,6 трлн руб.
Да, такого рода цифры делают федеральный бюджет (вся расходная часть которого около 10 трлн руб.) фактически заложником пенсионного обеспечения, но, повторюсь, этого положения избежать невозможно. Просто надо как можно скорее обеспечивать экономический рост и, соответственно, опережающий рост поступлений в казну.
В долгосрочной перспективе — через 10-15 лет — пенсионная нагрузка на федеральный бюджет будет уменьшаться, так как среди пенсионеров начнут во все большем числе появляться люди, у которых были обязательные накопительные счета, т. е. автономные, персональные источники доходов.
Предложенный алгоритм действий в пенсионной сфере позволит:
— во-первых, внести ясность в распределение ответственности за нынешних и будущих пенсионеров;
— во-вторых, легко рассчитать пенсионную нагрузку на федеральный бюджет на много лет вперед вне зависимости от динамики макроэкономических параметров;
— в-третьих, создать, хоть и с опозданием, основу для самофинансирования страховой пенсионной системы;
— в-четвертых, начать преобразования уже с 1 января 2010 г., не задевая при этом интересы бизнеса, более того — этим интересам благоприятствуя.

Автор — член правления Института современного развития

Источник: Ведомости

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий