Перед третьим чтением бюджета Алексей Улюкаев описал алгоритм действий в случае падения средней цены нефти до $14,5 за баррель; о худшем он предлагает пока не думать
Накануне завтрашнего третьего чтения бюджета в Думе один из основных его разработчиков, первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев, рассказывает «Ведомостям» окончательную логику и конструкцию бюджета, претерпевающего в силу обстоятельств весьма существенные корректировки при каждом чтении. Итак, если цена нефти Urals будет $14,5 за баррель, бюджет не досчитается 215 млрд рублей. В этом случае будут не выполнены «обусловленные» расходы (68 млрд руб), не будет наполнен финансовый резерв (109 млрд руб.) и еще 35-40 млрд руб. будут взяты из остатков на счетах казначейства. Эти остатки на начало 2002 г. составят 100 млрд руб.
«Конечно, — признает Улюкаев, — если бы по итогам 2002 г. остатки уменьшились из-за произведения расходов федерального бюджета, технически это означало бы дефицит бюджета. Мы должны этого избежать. Поэтому в бюджете это запрещено». Вместе с тем остатки могут «замещать источники погашения дефицита бюджета». То есть они не будут использованы, как можно понять, для финансирования «обусловленных» расходов. Что касается заложенных в бюджете заимствований на внешнем рынке (евробонды на $2 млрд), то, по словам замминистра, они будут произведены лишь в случае благоприятной ситуации на рынке: «Речь о заимствованиях у МВФ будет идти только в том случае, если мы не разместим евробонды или разместим их не в полном объеме». Предел заимствований придется увеличивать при катастрофическом сценарии на нефтяных рынках (если цена упадет до $9 за баррель).
Улюкаев еще раз формулирует свой (и правительственный) подход к стабилизационному фонду: в период хорошей конъюнктуры в нем накапливаются резервы, которые тратятся в период плохой конъюнктуры. «Я считаю, что самый плохой вариант, например $10 за баррель, брать не нужно… Если мы заранее берем самый пессимистичный вариант, это означает только одно: мы урезаем все расходы, чтобы ускоренно погашать долг. И это уже по сути не стабилизационный фонд», — говорит замминистра. Таким образом, Улюкаев в очередной раз обозначил методологическое отличие подходов к стабилизационному фонду Минфина, с одной стороны, и президентского советника Андрея Илларионова — с другой.
Источник: Полит.Ру