Почём модернизация?

Листая прессу

Правительство
утвердило новую редакцию гос­программ, на которые до 2020 г. потратит 80 (!)
трлн рублей.

Сама по себе
цифра поражает — она означает, что за 7 лет по данным направлениям предполагают
израсходовать 5 федеральных бюджетов. Не менее странно выглядят и отдельные
цели расходов.
Например, до 2018 г. 1,55 трлн руб. направят на реализацию программы
«Управление федеральным имуществом», хотя имущество и так должно приносить
доход, а не требовать дополнительных трат. Правительство снова побаловало себя
расходами и на забытую было модернизацию: 444,5 млрд руб. выделят на
подстёгивание «инновационного сценария развития», «снижение административных
барьеров в экономике», «создание условий для свободы предпринимательства и
конкуренции» и «сбалансированное простран­ственное развитие РФ».

Цели — повышение
с 9,2 до 25% доли организаций, осуществляющих технологические новации,
продвижение России в рейтинге Doing Business (оценивает условия ведения бизнеса
в той или иной стране. — Ред.) со 120-го на 20-е место к 2018 г. и рост
занятости на малых и микропредприятиях.

Однако 444,5
млрд руб. (12,5 млрд долл.) только на инновации — ничто. Для сравнения: в США
бюджет тратит лишь на один инновационный сектор — Национальные институты
здоровья — более 30 млрд долл. в год, причём без всяких «распилов». У нас же
средства будут распылены между разными подпрограммами, и их движение
заинтересует скорее не экономистов, а прокуроров.

Продвижения
в рейтинге Doing Business на 100 позиций менее чем за 10 лет удалось добиться
лишь Грузии — в ходе радикальных реформ и в условиях помощи со стороны Запада.
Мы сейчас входим в полосу экономической «закрытости», страна столкнётся с
нехваткой кредитных средств и экспортными ограничениями, так что наши позиции в
большинстве рейтингов лишь ухудшатся.
В мире накоплен большой опыт инновационных прорывов. Например, поддержка
компаний, которые экспортируют промышленные товары, и ужесточение отношения к
тем, кто неконкурентен на мировом рынке. Это основа японского прорыва 1960-х и
1970-х. Но мы к этому не готовы: нам милее сохранение убыточных моногородов и
поддержка «государст­венных чемпионов».
Другой вариант — введение стандартов, когда в оборот поступает бензин более
высоких марок, запускаются в серию новые двигатели, отметаются старые
строительные нормы. У нас же государство традиционно стоит стеной на этом пути:
Строительные нормы и правила (СНиПы) 1970-х годов хороши тем, что за неизбежное
отступление от них можно собирать мзду, а решение о переходе на бензин
стандарта Евро-3 в 2011 г. торпедировала… «Роснефть».

Можно, если
ничего не помогает, просто поощрять конкуренцию, чего в России с её
«национальным поисковиком», «национальной платёжной системой» и, разумеется,
главным «национальным достоянием» как не было, так и нет.

Сама
экономика России — снижение темпов её роста с 4,9% в первом квартале 2012 г.
почти до 0% в наши дни — даёт простые ответы на все вопросы. Чтобы «машина»
поехала быстрее, не снять ли её с «ручника»: уменьшить число чиновников,
облегчить ведение бизнеса, снизить налоги? И для этого не нужно тратить
миллиарды, зато в итоге могла бы получиться бюджетная экономия…

http://inozemtsev.net/2014/05/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%91%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/

Источник: АиФ

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий