Правила игры: Протекционизм — худшая защита
В начале 1930-х рост протекционизма, т. е. ограничения международной торговли с целью помощи своим производителям за счет своих же потребителей, был одной из причин тяжелейшей мировой депрессии и, опосредованно, катастрофы Второй мировой войны. Неудивительно, что сейчас, когда политики повсюду пытаются выдумать краткосрочные меры по смягчению последствий финансового кризиса для граждан, экономисты беспокоятся о том, не придет ли политикам в голову заливать пожар бензином — повышать импортные тарифы и субсидировать экспорт.
Европейский центр исследований экономической политики (CEPR) только что попросил 17 ведущих специалистов по международной торговле написать, в рамках проекта VoxEu.org, главу в книгу о перспективах роста протекционизма в ответ нафинансовый кризис. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), в 2008 г. количество антидемпинговых расследований, а это одна из важнейших протекционистских мер, доступных странам — членам ВТО, уже выросло на 40%; многие страны уже начали повышать импортные тарифы.
Консенсус специалистов выглядит так: хотя нет сомнений, что усиление протекционизма замедлит выход из кризиса и осложнит положение потребителей по всему миру, в ближайшее время возможен существенный рост протекционизма «внутри рамок ВТО». Дело в том, что снижение в последние годы тарифов и субсидий собственных предприятий часто шло вне рамок ВТО. У этого есть оборотная сторона: у многих стран в мире есть сейчас возможность повысить тарифы на промышленные и сельскохозяйственные товары, не нарушая взятых на себя обязательств. На повышение тарифов и ослабление валют одних стран другие могут ответить борьбой с демпингом и специальными налогами, корректирующими субсидирование, — и все это в рамках ВТО. Именно это отчасти произошло в 1997-1998 гг., во время последнего мирового кризиса.
Рекомендации экономистов не так уж сложны. Во-первых, правительствам нужно «быть Кейнсом внутри и Адамом Смитом снаружи»: бороться со спадом денежными, а не протекционистскими мерами. Во-вторых, завершить наконец переговоры Дохийского раунда. В-третьих — это выглядит выполнимым, — создать механизм мониторинга протекционизма в ведущих странах. То, что рекомендации несложны, вовсе не означает, что их будет легко выполнить. С одной стороны, 60 лет международного сотрудничества в области международной торговли позволяют надеяться, что не будет повторения затягивающей спирали 1930-х. С другой — многолетние неудачи Дохийского раунда переговоров по ВТО — результат глубоких противоречий (между, грубо говоря, политическим влиянием американских фермеров и размером индийского сельскохозяйственного сектора) и не очень понятно, почему кризис поможет эти противоречия устранить.
России, не являющейся членом ВТО, еще сложнее воздерживаться от политики протекционизма. Это не означает, что воздерживаться не нужно.
Автор — профессор Российской экономической школы
Источник: Ведомости