Пять сюрпризов от BRICS, которые могут изменить мир

Листая прессу

Новая
повестка дня «от BRICS» должна учитывать несколько обстоятельств. Во-первых,
она должна касаться тематики, в которой эти страны особо значимы — энергетики,
экспорта природных ресурсов, индустриального развития. Во-вторых, эти темы
следовало бы позиционировать не в наступательной, а скорее, в оборонительной
манере, подчеркивая не только права, но и ответственность новых политических
игроков. В-третьих, темам, вносимым в глобальный дискурс, следует изначально
придавать глобальный характер. В-четвертых, нужны сюрпризы — предложения,
которых от стран BRICS ведущие державы наверняка не ожидают. Вот как могли бы выглядеть
такие инициативы.

Альтернатива
глобальному потеплению

Экологическая
проблематика — одна из навязываемых Западом тем глобальной повестки. Страны
BRICS не могут не обращать на нее внимания — среди них находятся как крупнейший
в мире производитель энергоносителей, так и главный их потребитель.
Экологическая тема должна стать одной из главных, на которых BRICS могут
«ворваться» в дискуссию по вопросам устойчивого развития, но основной акцент
можно сделать на энергоэффективность: Китаю она нужна для того, чтобы сельское
население смогло приобщиться к плодам прогресса раньше, чем вымрет; Индии — для
быстрой индустриализации и поддержания конкурентоспособности; России — для
сохранения объемов экспорта сырья при сокращении внутреннего потребления;
Бразилия занимает уникальную позицию как первопроходец в производстве
биотоплива.

Поэтому
одной из важных инициатив BRICS могло бы стать переформулирование всей повестки
дня, касающейся вопросов глобального потепления и глобальных экологических
проблем в целом. Можно пойти и дальше и расширить фокус с энергоэффективности
до эффективности использования ресурсов в целом — такой поворот может оказаться
очень важным для замены ныне насаждаемой Западом повестки дня в вопросах
развития, которая сводится к поддержке локальных сообществ, развитию
микрокредитования, информационных технологий и т. д. Связка между экологией и
эффективностью, исключение из повестки дня демагогической проблемы глобального
потепления и ее замена общемировой программой повышения эффективности использования
ресурсов может стать той темой, которая сделает страны BRICS интеллектуальным
лидером в обсуждении тематики устойчивого развития к середине XXI века.

Переосмысление
финансовых дисбалансов

Не менее
важной выглядит возможная инициатива стран BRICS в вопросах осмысления
финансовой ситуации, которая сложилась в мире в последние годы. Сегодня Америка
и Европа стали глобальными должниками, тогда как Китай (включая Гонконг),
Россия, Индия, Бразилия и ЮАР обладают (по состоянию на конец мая 2013 года)
валютными резервами в 5,4 трлн долл. Однако нынешняя ситуация неустойчива: с
одной стороны, весь рост BRICS во многом обусловлен мягкой политикой США и
Европы, не прибегающих к протекционизму и позволяющих товарным ценам расти в
долларовом эквиваленте.

Изменение
такой политики чревато серьезными потрясениями на глобальной периферии — и в
этой ситуации странам BRICS разумно самим поставить вопрос о преодолении
глобальных финансовых дисбалансов. Первым шагом на этом пути могло бы стать
признание того, что они порождены экономической политикой обеих сторон: с одной
стороны, Запада, с другой — стран периферии; и что сегодня страны BRICS готовы
поддержать Запад в сложный момент.

Вторым шагом
могло бы стать достижение договоренности о конвертации долгов западных стран в
активы на территории этих государств, что могло бы снять ограничения на
инвестиции из стран BRICS в Европу и США. Наконец, в‑третьих, BRICS, если бы им
удалось добиться возможностей для инвестирования в ведущие экономики мира,
стали бы естественными лидерами в глазах других периферийных стран. Нынешние
финансовые дисбалансы не свидетельствуют о «победе» BRICS над США и ЕС; они
скорее напоминают гонку вооружений в эпоху «гарантированного взаимного
уничтожения», которое осуществится вне зависимости от того, кто первым начнет
отходить от ответственной финансовой политики. Новые инициативы в этой сфере
заложили бы определяющий тренд в мировых финансах на ближайшие десятилетия.

Концепция
«нового разоружения»

Одна из
самых важных проблем — поддержание глобальной безопасности. Запад все больше
готов вмешиваться в разнообразные конфликты, попирая традиционно понимаемый
суверенитет, да и страны BRICS показывают, что не прочь следовать за ним.
Подобный путь бесперспективен. Хотя в 2011–2013 годах в мире не случилось
крупных межгосударственных конфликтов, военные расходы всех стран достигли
исторического рекорда в 1,84 трлн долл. Да, главным милитаристом остаются США,
но КНР в 2012 году заняла второе место после них с показателем в 166,1 млрд
долл. и ростом военных трат в 7,5 раза с 2000 года. Россия заявила о намерении
потратить на развитие своих вооруженных сил около 20 трлн руб. за период до
2020 года.

Сегодня
возобновление «гонки вооружений» чревато крайне опасными последствиями. При
этом — как и в случае с экономической мощью — могущество стран BRICS выглядит
иллюзорным. Учитывая технологическое развитие Запада и BRICS, не стоит
сомневаться, что в случае появления явной угрозы США найдут адекватный ответ
даже против Китая. Поэтому рациональным шагом был бы исходящий со стороны стран
BRICS призыв к резкому пропорциональному сокращению военных расходов и
перенаправлению сэкономленных тем самым средств на помощь бедным странам. Это
могло бы удовлетворить все заинтересованные стороны: США, начинающие опасаться
китайской угрозы; Европу, которая приветствовала бы гуманитарную направленность
инициативы; малоразвитые государства, которые получили бы немалые выгоды от
реализации такого плана; и, наконец, сами страны BRICS, экономики которых не
столь устойчивы, чтобы выдерживать повышение расходов на военные нужды. Такой
шаг стал бы и заявкой на статус «борца за мир во всем мире», место которого
давно является вакантным.

Консенсус по
вопросам вмешательства

Стоит также
упомянуть и вопрос о странах и территориях, которые в последнее время
оказываются во многом неуправляемыми и которые политики называют failed states.
Двойственное отношение к ним более всего подрывает стабильность современной
международной системы: Запад настаивает на первичности прав человека и
обосновывает право на вмешательство их частым и массовым нарушением. До
последнего времени BRICS выступали за нерушимость и неоспоримость
государственного суверенитета и соблюдение принципа невмешательства, но в 2008
году в Грузии и в 2014 году на Украине Россия показала, что ее позиция более
гибка, чем казалось ранее. Учитывая, что наша риторика в обоих случаях
повторяла ту, что применяли США и НАТО в период миротворческой операции в
Косове, можно подумать о попытке предложить и обеспечить принятие на
международном уровне унифицированной концепции гуманитарного вмешательства в
дела территорий, в которых наблюдается массовое нарушение прав человека,
этнические чистки и потеря управляемости. Западу было бы нечего противопоставить
такой инициативе, и западная концепция вмешательства могла быть таким образом
«перехвачена» и во многом нейтрализована. При этом очевидно, что влияние BRICS
в мире существенно выросло бы от реализации нового курса.

Проблема
коррупции и «прозрачности»

Развитые
страны постоянно упрекают государства BRICS в коррупции. Согласно Индексу
восприятия коррупции, Бразилия и ЮАР делят 72‑ю строку в списке самых
нетерпимых к коррупции стран, Китай занимает 80‑е место, Индия — 94‑е, а Россия
— 127‑е. В данной сфере BRICS постоянно выглядят оправдывающимися — и пора, на
мой взгляд, переходить в наступление. Следует признать, что борьба с коррупцией
в отдельно взятой стране в условиях всепроникающей глобализации невозможна.
Коррупция в BRICS поддерживается готовностью Запада легализовывать награбленное
у себя — годовой объем финансовых трансфертов из стран Юга в банки Севера
превышает 1 трлн долл.в год. Если бы западные финансовые институты не
стремились получать выгоды от такого положения дел, коррупция государственного
масштаба в развивающихся странах была бы невозможной.

В таких
условиях страны BRICS могли бы выдвинуть инициативу реального объединения
усилий периферийных государств и развитых держав по борьбе с коррупцией. Она
выглядит реальной: с одной стороны, элиты стран BRICS обеспечили себе контроль
над экономикой своих государств на долгие годы и заинтересованы в нормальном
функционировании государственного аппарата; с другой — Запад опасается
«перелива» «коррупционной культуры» на свою территорию. В данном случае страны
BRICS, действуй они быстро и решительно, могли бы перехватить инициативу в
решении одного из самых важных и злободневных вопросов нашего времени.

http://inozemtsev.net/2014/07/%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%8E%D1%80%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D0%BE%D1%82-brics-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%82-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5/

Источник: РБК

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий